Интересно то, что спустя 100 лет мы снова заговорили о простых правилах личной гигиены. В XXI веке мы учимся тщательно мыть руки и ежечасно проветривать комнату. Когда сталкиваешься с пандемией, уже не до иронии, правда? А представьте, что было в начале ХХ века, когда свирепствовали эпидемии, от вирусов еще не знали защиты, разгорались войны, а еще голод, тяжелый физический труд… До старости доживали немногие. При этом народ лечился заговорами, верил оберегам, ходил к знахарям, женщины рожали у повитух.
С такой ситуацией новую страну не построишь. Поэтому после революции 1917 года власти взялись за просвещение населения и борьбу с невежеством по полной программе — социализму нужны были силы, то есть здоровые и крепкие граждане, труженики. «Участие населения в здравоохранении» — один из принципов советского здравоохранения. Как повышали санитарно-гигиеническую культуру в те годы? Читали лекции, писали статьи в газетах, издавали памятки и даже организовали специальный Театр санитарного просвещения (его первой постановкой была сатирическая комедия «Главпаразит»).
Но самым действенным оружием по искоренению невежества и воспитанию медицинской грамотности считались агитационные плакаты. Крупноформатное изображение имело колоссальный успех за счет простоты изложения, эмоциональности и легко считываемых образов-символов.
К этой творческой работе власти привлекали лучших мастеров своего дела — это художники-плакатисты А. Родченко, Л. Лисицкий, карикатуристы В. Н. Дени, Д. С. Моор, художники Окон РОСТА — Н. Денисовский, В. Лебедев и В. Маяковский, А. Дейнека, Г. Клуцис, П. Соколов-Скаля, Б. Ефимов, Н. Ватолина и многие другие. Просветительские плакаты, которые изготавливали для решения конкретных бытовых проблем, стали полноценными жанровыми произведениями искусства.
Кстати, агитационная работа по распространению медицинских знаний — это совсем не новаторская идея Советской власти: в XIX веке этим занимался Комитет сестер милосердия Красного креста, а помогали им иллюстрировать открытки и плакаты такие именитые художники, как Репин, Васнецов и Бенуа.
На Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году этот плакат получил серебряную медаль.
Художники делали иллюстрации по разным поводам и к самым разным аспектам жизни простого человека, но вопросы материнства и детства считались особенно важными. Во-первых, потому что теперь женщина становилась полноправным членом пролетарского общества («Каждая кухарка должна научиться управлять государством», говорил Ленин), а ей нужно не только работать, строить и воевать наравне с мужчиной, но еще и детей рожать. Ибо за нее это дело никто не сделает.
Во-вторых, нужно было исправлять демографическое положение с высоким уровнем младенческой смертности, растить здоровое поколение, как говорится на одном из лозунгов тех лет: «Самое счастливое детство — детям Октября».
А в-третьих, пора наконец остановить примитивное представление о жизни с ее дикими традициями и суевериями и начать жить в прогрессивном мире — в социалистическом государстве.
Идеи санитарного просвещения формировались в специально созданных для этого учреждениях, например в Институте санитарной культуры (позже он был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Наркомздрава СССР). Проблем в области здравоохранения было столько, что темы для агиток сыпались как из рога изобилия. Изобразительный материал содержал краткую и полезную информацию, она, кстати, актуальна до сих пор. Так что для большинства малограмотных мамочек становилась реальной помощью и подсказкой.
Чему учили женщин?
«Дети — цветы жизни». Лозунги с плакатов призывали к материнству и отказу от абортов, в 1936 году искусственное прерывание беременности было официально запрещено.
«Здоровые родители — здоровое потомство» — особое внимание уделялось профилактике болезней, вниманию к женскому здоровью, отказу от внебрачных связей.
«Беременная и мать с новорожденным, иди в консультацию» — советская власть призывала рожениц обращаться за квалифицированной медицинской помощью. Помните эпизод из романа Шолохова «Тихий Дон», когда Аксинья рожала в поле на повозке, а Григорий, зажмурившись до боли в глазах, перегрызал пуповину младенцу? Так происходило не только в романах. Крестьянки рожали там, где прихватит. В лучшем случае им помогала справиться с процессом повитуха. Из-за осложнений, антисанитарии роды могли закончиться печально.
«Кормите ребенка грудью». Кормление новорожденного материнским молоком — одна из самых популярных тем плакатов. У крестьянских женщин, вынужденных работать на износ, просто не было столько времени, чтобы находиться рядом с малышом и кормить его грудью. Поэтому младенцев кормили еще и коровьим молоком, делали рожки с хлебной кашицей, сок которой младенец высасывал, — этот рожок назывался жвачкой. При таком уходе за младенцем действовал закон естественного отбора, то есть выживали самые крепкие и здоровые дети. У рожениц аристократических слоев населения была другая проблема — им нужно было прекратить естественный процесс лактации, потому что их детей вскармливали грудным молоком кормилицы (мамки). Женщины туго бинтовали грудь, пили отвары трав, но от последствий маститов и прочих тяжелых последствий отказа от вскармливания никто не был застрахован.
«Не пеленайте туго». Целый ряд рекомендаций был посвящен уходу за младенцем: как правильно его одевать, купать, кормить, проводить гигиенические процедуры. Неподходящие условия для грудничка в домах и незнание элементарных правил способствовали развитию бактериальных инфекций. Так, ногти малышу женщина обкусывала зубами, повреждения на коже «лечили» компрессами из лопуха, ранки посыпались золой. Поэтому в начале просветительской медицинской кампании на плакатах содержались самые основные правила ухода за ребенком, а со временем посылы для матерей менялись: в 50—60-х годах указывались конкретные лекарства или наименования детского питания.
«Тракторы и ясли — двигатели новой деревни! Не забывайте о родильной помощи и консультациях в колхозах и совхозах» — теперь функцию по воспитанию детей берет на себя государство, молодая мать может практически сразу после родов возвращаться на работу, пока за ее малышом присмотрят воспитатели в яслях или детском садике.
Восславим женщину-мать!
Культ материнства и детства, положенный советской идеологией в трудные 20–30-е годы XX века, продолжался и далее. В 1944 году появились законы о семье, для многодетных матерей учреждены правительственные награды. Что касается просветительской работы санитарно-гигиенических учреждений, то она всегда проводилась с учетом требований времени. В социальной рекламе уже нет идеологической политической подоплеки, как это было в первые послереволюционные годы, сейчас художники говорят с населением другими символами — гражданского общества, частной жизни, в которой есть полноценная семья, счастливые дети, любящие родители.
Постепенно становится меньше разъяснительных плакатов. Теперь главными темами становятся общечеловеческие ценности, патриотизм, призывы к здоровому образу жизни: «Дети — наше будущее. Не лишайте себя радости материнства», «Слава советским матерям», «Окружим заботой и материнской лаской детей-сирот».