Периоды роста малыша условно можно разделить на относительно спокойные и бурные, во время которых родителям приходится непросто. Мамам и папам надо научиться справляться с капризами и перепадами настроения ребенка. Наш консультант — основатель компании, мама троих детей Светлана Гладун рассказывает о том, как это сделать в зависимости от возраста.
12 месяцев
Примерно к году малыш начинает ходить и говорить. Иногда этот язык понятен только ему. Ребенок познает себя и окружающих, у него появляются желания. Главный вопрос, на который он хочет ответить: могу ли я доверять этому миру?
Не заметить изменения в поведении сложно: частые капризы и истерики, агрессия, отказ от еды, непослушание и требование повышенного внимания — все это сменяет друг друга молниеносно и без особых причин.
Что делать?
Предоставьте малышу немного свободы, но четко обозначьте рамки. Если что-то запрещаете, не снимайте ограничение даже на фоне детской истерики. Не меняйте установок ни при каких условиях. Договоритесь об этом с домашними. В противном случае ребенок поймет: аффективным поведением он получит то, что не разрешила мама, от отца или бабушки.
Несмотря на сложности, коллапс одного года — идеальное время для обучения. Не повторяйте выдуманные слова, а правильно проговаривайте название предметов, чувств и эмоций. Будьте рядом с малышом, организуйте пространство, которое он сможет безопасно исследовать, станьте ему помощником в этом.
2–4 года
Пожалуй, самый сложный отрезок раннего детства. Ребенок осознает себя как отдельную личность, пытается противостоять и отделиться от взрослых. Слова «я», «я сам», «я хочу» употребляются постоянно. Малыш ищет рычаги влияния: он хочет быть независимым, но мама и папа по-прежнему должны исполнять все его пожелания. Он фантазирует. Чтобы избежать наказания, например, придумываются истории про кота, что он съел все конфеты, или «бабая», сломавшего игрушку. Основная проблема: могу ли я влиять на события и родителей?
Проявляется кризис отрицанием. Преимущественно негативизмом — неприятием всего, что предлагают старшие. Возникают агрессия и деспотизм, перманентные протесты и нарушение режима. Малыш отстаивает и защищает личные границы: не хочет делиться, возражает и заявляет о своих интересах.
Что делать?
Оружие семьи — терпение. Подавление бунта не приведет к положительному результату. Родителям нужно стать чуткими и готовыми слушать и слышать ребенка. Вместе с тем необходимо установить разумные ограничения: не допускать как вседозволенности, так и тотальных запретов. Важно научить малыша управлять собой, а не другими.
5–7 лет
Ребенок трансформируется физиологически и ментально. Он начинает учиться — сначала в детском саду, затем в школе: привычный уклад жизни исчезает, возрастают требования, рождаются обязанности. Мальчики и девочки впервые находятся один на один с социумом, стараются адаптироваться к непривычному окружению. Они сравнивают себя с товарищами, становятся восприимчивыми к мнению окружающих, сталкиваются с критикой, анализируют свои поступки и действия одноклассников. Многие решения приходится принимать самим. Оценка успешности теперь — отметки в школьном дневнике. Вопрос периода: как подружиться с миром?
Изменением социального статуса влияет на поведение: появляются эмоциональные вспышки, тревожность, стремление казаться взрослым, грубость, негативизм, дети спорят, паясничают и передразнивают старших, часто не хотят учиться и выполнять домашнее задание.
Что делать?
Станьте друзьями своим детям. Разговаривайте и обсуждайте их переживания и психологическое состояние, помогайте с уроками. Создайте дома комфортную обстановку и не ругайте первоклассника за небольшие промахи в успеваемости, дайте время для адаптации. Обсуждайте, что его увлекает, и подберите внеклассные занятия. Будьте примером: покажите, что вы получаете удовольствие от работы. Это станет источником вдохновения и подстегнет страсть к учебе. И не высмеивайте переживания школьника, воспринимайте их со всей серьезностью.