Манная каша с комочками и застывший кисель, или бои с подушками и веселые утренники? Кажется, по всему Советскому Союзу они были одинаковыми. Мы проанализировали историю и подготовили краткий обзор того, какими были детские сады в советское время.
Как все начиналось
Родители строили новую страну, а что надо было делать с ребенком? Он должен был вырасти достойным гражданином, новым человеком. У трудящихся не хватало времени на воспитание малыша, поэтому на помощь пришло государство.
Первое постановление об организации воспитания детей появилось на мартовском съезде 1919 года. После стали строить учреждения дошкольного образования, готовить программу воспитания дошкольников и выпускать квалифицированных специалистов. Детские сады создавались с учетом физических, умственных и возрастных особенностей маленького человека.
Было сделано до войны
К концу 20-х годов в стране насчитывалось уже около 5000 детских садов, при этом потребность в новых садах продолжала увеличиваться. Государству становилось трудно справляться самостоятельно: к помощи в подготовке дошкольных учреждений начали призывать граждан и предприятия (читайте также: как выглядит изнутри дом, где жили самые богатые люди СССР: фото).
Дальше Союз стал работать над созданием единых требований к воспитанию детей. В 1932 году появился первый проект Программы работы дошкольных учреждений. Он определял виды деятельности для детей и педагогов. Через два года была создана «Программа работы детского сада». Затем, спустя пару лет, прозвучало знаменитое «Кадры решают все».
В техникумах появились направления для подготовки преподавателей, организовывались спецкурсы для воспитателей, повышался уровень квалификации педагогов. Также издавались профессиональные журналы «Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса» и «Справочника по дошкольному воспитанию». Долгая работа привела к тому, что в 1938 была выпущена методология по работе с дошкольниками по разным направлениям — «Руководство для воспитателей детского сада».
Сороковые
В годы войны детским садам пришлось адаптироваться к суровой реальности. Методические указания обновили: добавили в них «развитие самостоятельности», «заботу старших о младших» и уроки труда. Появились ясли, детские очаги, интернаты и детские дома для эвакуированных малышей.
После войны
В 60-е стали появляться отредактированные в соответствие с национальными и региональными особенностями программы обучения. В это же время ясли и детсады были объявлены частью системы непрерывного образования. Малышей стали учить азбуке, арифметике и базовым представлениям об окружающем мире.
Позднее, в 80-е, коллективы опытных педагогов начали создавать собственные программы обучения. Они уделяли внимание индивидуальным способностям ребенка и раскрытию его творческого потенциала. Акцент ставился на установлении доверительных отношений между детьми и взрослыми.
«Организация дошкольного учреждения требовала немалых усилий: все сотрудники должны были иметь соответствующее образование <…> Чаще всего детей приводили от полугода до года. Для каждой группы был расписан свой распорядок дня. Помимо игр в помещениях были прогулки на улице», — говорила заведующая детским садом в 80-х Татьяна Орлова в одном из своих интервью.
По словам воспитателя Людмилы Николаевой, в советское время практически не существовало проблемы насилия над детьми: «Любое рукоприкладство в те времена — статья», — утверждала женщина.
Людмила Николаева работает в детском саду с 1972, и не помнит, чтобы тогда применение насилия оставалось безнаказанным: «Любой случай становился известен всему городу и разбирался в Гороно. Боялись. А родители боялись воспитателей и учителей, они были авторитетом. Поэтому ремни — это дома. Максимум в угол в саду, и то чревато».
Кто, за что и сколько платил
Оплата за детсад рассчитывалась в зависимости от дохода семьи. Минимальную стоимость платили родители с доходом меньше 60 рублей на человека. Максимум выходил в том случае, когда доход на человека превышал 120 рублей. Кроме того, оплата менялась в зависимости от времени нахождения ребенка в детсаду (читайте также: на вес золота: 5 предметов интерьера из СССР, которые актуальны и сегодня).
Малышей можно было оставить на 10 часов (от 4 до 10 рублей), 14 часов (от 5 до 12,5 рублей) и на сутки (от 6 до 15 рублей). В конце концов, место тоже играло роль: расценки в городе были выше, чем в селе, ясли стоили дешевле других образовательных учреждений, а санаторий был дороже обычного сада.
Также были и льготные категории: матери-одиночки и многодетные матери платили 50% от стоимости, а дети с инвалидностью находились в детсадах за счет государства.
Благоустройством дошкольных учреждений занимались ответственные предприятия. Заводы и производства обеспечивали детей новыми игрушками и свежими продуктами, ремонтировали и обновляли помещения, строили новые лагеря и санатории.
Так, советский детский сад был комфортным и для детей, и для взрослых. И будем честны: многим из нас часто хочется вернуться в то время, отдохнуть на тихом часу и съесть ту самую запеканку.