Когда мы покупаем новую машину, у нас уже есть водительские права и знания с автошколы, как ей управлять. Когда впервые приступаем к обязанностям на работе в компании, у нас за плечами вуз и примерное представление, как и какие задачи выполнять. Но когда мы в роддоме «получаем» нового ребенка, у нас есть совсем мало опыта, который мы приобрели в своей семье и немного в дружеских.
Какие есть важные аспекты в воспитании детей, на что необходимо обратить внимание и как общаться с ребенком, чтобы опыт родительства был позитивным, рассказала Анна Лебедева — директор международного Эриксоновского университета коучинга.
Что такое позитивное родительство?
Часто позитивное родительство путают с гламурными фотографиями в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). На них семья улыбается, стоя в одинаковых костюмах на фоне идеально накрытого стола, шикарных интерьеров и ярких елочных огней. Но в это значение заложено гораздо больше.
Позитивное родительство — это метод воспитания, в котором родители сочетают мудрый анализ того, что стоит за поведением ребенка, и возможность создавать здоровые границы с ним. Это комбинация чуткости, уверенности, твердости, поддержки и искренней ценности семьи. В этом методе воспитания конфликтные и эмоциональные ситуации решаются мягко и легко, выстраиваются четкие и логичные семейные правила.
6 важных аспектов в воспитании детей
1. Занимайся собой, саморазвитием и самоисследованием.
Даже если у родителей есть запрос на изменение поведения ребенка, необходимо начинать с внутренней работы над собой. Когда мы трансформируем свои убеждения, то иначе коммуницируем с детьми, что сразу влияет на нашу близость и отражается на общении с ними.
Чтобы понять, куда двигаться в процессе воспитания, задай себе следующие вопросы:
Кто я как родитель? Что для меня важно?
Какие ценности я хочу передать ребенку?
Каким хочу его воспитать?
Кем я должен быть, чтобы ребенок стал лучше?
Тебе пригодится:
2. Принимай и цени тот факт, что все дети разные.
Наша задача — в первые 5–7 лет наблюдать, что у ребенка получается хорошо, и создавать среду для того, чтобы раскрыть его «внутреннего гения». Важно увидеть в нем уникальность и помочь ему тоже в себе это заметить.
Транслируй на своем примере, что ошибаться можно, и это нормально. Покажи ребенку, как ты извиняешься, когда была неправа, что-то забыла, сделала неверно. Иногда может проходить целая неделя под девизом: «Мама тоже человек».
Дети часто расстраиваются, когда что-то у них плохо получается и хотят сразу бросить этим заниматься. Помогай ребенку осознать, что не нужно сравнивать себя с другими, а важно только смотреть только на свой прогресс в любимом деле. Поддерживай его интерес и не давай ему себя критиковать и ругать.
3. Создавай гибкое пространство и среду для раскрытия потенциала ребенка.
Дети часто пробуют что-то и быстро переключаются на другое занятие. «Сегодня хочу играть в футбол, а завтра мне нравятся рисование и танцы». Но для того, чтобы увидеть хоть какой-то результат, надо приложить немного времени и усилий. Помоги ребенку почувствовать и увидеть эффект от конкретного увлечения, прежде чем переходить к очередному «хочу».
Задавай вопросы поглубже и слушай внимательно ответы. Старайся понять, когда действительно занятие уже не приносит удовольствия, а когда ему нужно попробовать еще. Также поощряй инициативу и показывай, что веришь в него без всяких сомнений.
4. Транслируй мысль, что хотеть большего — можно и нужно.
Покажи ребенку, как важно желать и мечтать, чтобы в будущем эта позитивная установка помогала ему достигать этого «большего». Но помни, что дети все равно должны понимать, что не всегда можно получить все: не стоит потакать каждому порыву, скупать все игрушки и шоколадки.
Для этого ты можешь завести «список пожеланий» на день рождения, на Новый год и так далее. Пусть ребенок вносит туда перечень игрушек, которые он хочет. А потом договоритесь, что в праздник пойдете вместе в магазин и купите что-то из списка. Будь честна и выполняй соглашения.
5. Фокусируй свое внимание не на плохом поведении ребенка, а на том, почему он так реагирует и поступает.
Ищи причину, а не ругай. И подтверждай ребенку, что ты видишь и замечаешь его чувства. Если, например, ребенок плачет, ты можешь поддержать его, не удовлетворяя немедленно каприз.
- Ты расплакался.
- Да, мама.
- Ты расстроился.
- Да.
- Ты расстроился, потому что тебя кот поцарапал / башня из Lego упала / свитер слишком жаркий?
- Да, мама.
- А мама говорила, что надо завершать игру и собираться быстрее.
- Да.
- А ты не хотел быстрее, ты хотел доиграть.
- Да.
- У тебя есть минута, доигрывай и пойдем. После садика вернемся и продолжим.
Слезы высыхают, и ребенок начинает собираться. Ты не поверишь, как быстро успокаивается маленький человек, когда видит, что его чувства поняли, его услышали.
Тебе пригодится:
6. Создай для ребенка персональный уголок безопасности, где он может поиграть в тишине.
Как для нас, взрослых, важно побыть в своих мыслях и переживаниях, так и для детей это время необходимо.
Амонашвили Шалва Александрович — создатель направления гуманной педагогики, советовал понаблюдать, как ребенок входит в творческий процесс, как он погружается в волшебный мир созидания. И никогда не помогать, не спрашивать, не прерывать в тот момент, где он что-то придумывает в одиночестве, потому что именно в эти минуты он открывает нечто новое.
Что самое сложное на первоначальных этапах позитивного родительства?
На первых этапах позитивного родительства важно давать ребенку свободу высказывать открыто свое мнение и пожелания. Но тут часто появляется страх не справиться со своими эмоциями. Ведь когда трехлетка настойчиво просит яркую игрушку, легче всего — удовлетворить эту потребность сразу. Но сначала необходимо именно дать себе право просто выслушать его просьбу.
Научись договариваться с детьми и не перекладывать на них ответственность за решения. Но при этом можно обсуждать какие-то общие вопросы, давать им возможность поучаствовать в семейных планах и даже отвечать за какую-нибудь область или островок в семье, как минимум — за порядок в своей комнате.
Что является результатом позитивного родительства?
Дети узнают, что отличаться от других — это нормально, совершать ошибки — неизбежно. И что если ты испачкал свой красивый рисунок, то не становишься от этого хуже. Они узнают, что проявлять негативные эмоции — расстраиваться, смущаться, стыдиться, бояться — можно.
Позитивное родительство — это не результат, а постоянный процесс. Мы подхватываем интерес ребенка и внимательно его исследуем. Следуя за их увлечениями и потребностями, мы даем им возможность меняться и развиваться.
Эксперт:
Директор Международного Эриксоновского Университета Коучинга, коуч с наивысшей степенью аккредитации MCC ICF.