как обучали детей в Древней Руси
Фото
n.k.junky/Shutterstock

Ставшая уже для нас привычной система обучения формировалась много веков. Начало было положено в Древней Руси. Тогда значительное внимание уделяли образованию, которое в большей мере носило духовный, нравственный и социальный характер.

Сохранилось мало прямых источников, которые позволили бы нам детально воссоздать процесс обучения детей в Древней Руси. Но все же данные, собранные историками, искусствоведами, археологами и филологами, позволяют нам немного приоткрыть многовековые тайны.

Педагог с 14-летним стажем, преподаватель истории в Национальном социально-педагогическом колледже (НСПК) Альфия Ибрагимова рассказала, как обучали детей в Древней Руси, какие традиции сохранились и что можно перенять.

Семейное образование на Руси

Первой и наиболее естественной формой передачи знаний от старшего поколения к младшему была семья. Семейное образование в Древней Руси называлось «домашнее учение» и базировалось на принципах передачи жизненного опыта от поколения к поколению, на поддержании традиций. 

Родители, объединенные общими семейными делами, воспитывали и одновременно обучали собственных детей. Образовательный процесс являлся частью быта. Он протекал максимально естественно и гармонично.

Под родительским взором дети знакомились с правилами поведения в обществе и основами организации быта. Хотя домашнее учение носило весьма непрофессиональный характер, оно было социально необходимо и повсеместно реализуемо.

Педагогическая мысль Древней Руси в первую очередь опиралась на воспитательные традиции, которые выросли из глубин трудовой жизни народа. В крестьянских семьях естественный процесс воспитания и обучения детей заключался в приобщении ребенка к будущей трудовой деятельности и носил наглядный характер. Дети учились печь хлеб, седлать лошадей и выполнять сельскохозяйственные работы. 

Сейчас это покажется диким: как обучали детей в Древней Руси?
Картина Николая Богданова-Бельского. «Новая сказка»
Фото
Legion Media

Ценный опыт для современных родителей

Сейчас, к сожалению, многие дети почти перестали участвовать в домашних делах. Это неизбежно ведет к утрате таких основополагающих качеств человека как трудолюбие, владение навыками персонального жизнеобеспечения, ответственность за результаты собственного труда и организованность (читайте также: Ноябрьские традиции Древней Руси, про которые мы забыли, а зря). 

Один из путей возвращения к традициям трудового воспитания — использование позитивного опыта семейного образования Древней Руси. При этом виды трудовой деятельности могут быть самые разные: выполнение домашних дел, работа в саду или на огороде, уход за домашними питомцами, конструирование и рукоделие. Важно, чтобы все эти дела выполнялись совместно всеми членами семьи с радостью и творческим энтузиазмом.

Сейчас это покажется диким: как обучали детей в Древней Руси?
Картина А. Морозова «Сельская бесплатная школа»
Фото
Legion Media

Непривычные формы обучения на Руси

В Древней Руси повсеместно использовали незнакомые сейчас для нас формы обучения, называемые «кормильство» и «дядьки».

«Кормильство» — домашняя форма обучения и воспитания детей знати. Княжеские наследники учились на дому «кормильцев». В качестве педагога выступал воевода или боярин — «кормилец», который преподавал детям не только грамоту, но и иностранные языки, а также азы государственного управления.

«Дядьки» — также домашняя форма обучения, при которой дети получали уроки от брата их матери — родного дяди. Мужчина мог передавать свои знания и опыт, беря на воспитание своих наследников и племянников. Таким естественным образом укреплялись семейные узы и значимость мужчины в процессе воспитания целых поколений.

Первая школа на Руси

Официальной датой зарождения школьного отечественного образования считается 988 г. Это связано с принятием христианства. 

Согласно тексту «Повести временных лет», по указанию великого князя Владимира Красное Солнышко в Киеве при Десятинной церкви открыли первую школу «книжного учения». Другую подобную школу открыл Ярослав Мудрый в Новгороде, чтобы обучать детей местных старост и духовенства. Первыми учителями были монахи. А школьную программу утверждал сам князь Владимир. 

Сейчас это покажется диким: как обучали детей в Древней Руси?
Картина Б. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»
Фото
Legion Media

Постепенно такие школы образовали в других крупных городах, например, Смоленске и Суздале, через столетие появились монастырские школы и школы элементарной грамотности.

Первую женскую школу создала, конечно же, сама женщина — Анна Всеволодовна, сестра великого князя Владимира Мономаха. Она постриглась в монахини и в начале XI века открыла женскую школу в Андреевском женском монастыре. Это было первое учебное заведение для девочек не только на Руси, но и в Европе.

Чем первые школы отличались от современных

Основоположник исторической науки В.Н. Татищев отмечал, что в первых школах основными учебными предметами были православное учение, чтение, письмо, пение и счет. В женских училищах девочек обучали еще и швейному делу, эта традиция дошла до нас сквозь множество веков. 

Важное место в школах отводилось риторике — обучению навыкам красиво говорить и писать. К сожалению, в современном мире электронных коммуникаций дети все реже слышат красивую речь и меньше ощущают ценность рукописного текста (читайте также: За эти родинки сжигали на Руси — проверьте, вдруг они есть на вашем теле).

Сейчас это покажется диким: как обучали детей в Древней Руси?
Картина Н. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского».
Фото
Legion Media

Привычных для нас учебных классов, в которых традиционно числится по 25 и более человек, не существовало. Учеников делили на группы по 6–8 учащихся. В каждой группе был свой учитель грамоты и чтения.

Интересно, что в современном образовании все активнее начинают использоваться разные формы групповой работы учащихся. Это прекрасно, ведь именно в малых группах наиболее гармонично формируется взаимодействие людей, общение и понимание.

Школьный учитель не ставил отметок. Система обучения была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал, то его ожидало наказание розгой — связкой прутьев.

Учителя были скупы в похвале, считалось, что «хвала в очи — хуже порчи», и розги долгое время оставались популярной мерой наказания. Более того, соответствующую иллюстрацию даже поместили в первый печатный букварь, который был издан в 1637 году. На этой иллюстрации изображен школьный класс и учитель, который усердно наказывает розгами нерадивого ученика.

К безотметочной системе обучения в XX веке начали возвращаться в начальной школе. Сейчас отказ от оценки успешно и повсеместно практикуется. Отсутствие отметок — это одна из идей гуманной педагогики.

Сейчас это покажется диким: как обучали детей в Древней Руси?
Картина Н. Богданова-Бельского «Дети на уроке»
Фото
Legion Media

Постепенно при обучении старших детей все большее значение приобретает не формальная оценка или итоговый балл, а реально заслуженный отзыв профессионального педагога или наставника (читайте также: Этим 11 бьюти-приметам на Руси следовала каждая русская женщина — а вы о них знали?).

Согласно исследованиям известного американского психолога Кэрола Дуэка, эффективная похвала побуждает двигаться вперед, поэтому в старших классах педагоги стараются не просто ставить отметки, а обязательно находить то, за что можно похвалить ребенка, а уже потом обозначить зоны его персонального развития. Современный учитель знает, что даже хорошую оценку нельзя оставлять без комментариев.

Таким образом, история российского школьного образования уходит своими корнями в глубину эпох, во времена Древней Руси. С тех пор система образования и воспитания претерпела немало изменений, но сохраняются главные ценностные ориентиры:

  • Стремление людей к получению новых знаний и общению.

  • Сохранение семейных традиций и ценности межличностного общения.

  • Значимость личности формирующегося человека, который должен расти в атмосфере понимания, любви и взаимного уважения.

Альфия Ибрагимова

Преподаватель Национального социально-педагогического колледжа и специалист в области проведения научных исследований детской психологии

Личный сайт