Что делать родителям? Как узнать, что вашего ребенка эта проблема коснулась? Разберемся со школьным психологом Ольгой Яковлевой.
- Моему сыну 12 лет и у нас появились проблемы с учебой, — рассказывает Екатерина Семенова, — он с первого класса к школе любовью не прикипел и с каждым годом желание каждый день ходить в школу, делать домашнее задание, отвечать на уроке тает с бешеной скоростью. При этом у него нет проблем с успеваемостью, с поведением, с взаимодействием с одноклассниками и учителями, он просто не хочет ходить в школу.
Алексей не может объяснить маме свою позицию и старается всеми силами уходить от разговоров на эту тему, но продолжает ждать ее с работы, чтобы приступить к домашнему заданию. Полегче ситуация в семье стала в тот момент, когда в школе объявили карантин: учителя присылали задание в электронном городе, а дети отчитывались об изучении материала с помощью тестов, творческих работ или викторин.
- В эти дни, мне кажется, я ни разу не поругалась с Лешей из-за уроков, — говорит мама, — когда я возвращалась с работы, он уже все успевал сдать и даже по некоторым предметам получить оценки. Но я понимаю, что сидеть на дистанте до 11 класса это не выход, как бы ему этот формат занятий не нравился. Как убедить сына принять школьный режим и делать уроки самостоятельно, без моего участия и без постоянных конфликтов.
Педагог-психолог
Пусть все будет хорошо!
- Сказать однозначно, что все дети очень желают дистант нельзя. Есть определенный процент школьников, которых дистанционная форма обучения устраивает на 100%, чаще это более интровертируемые, тревожные, замкнутые, неустойчивые обучающиеся.
Есть ученики, которые ждут дистант, но когда он «приходит» — не довольны им, говорят о том, что лучше бы учились очно.
Однако все единодушно среди плюсов данной формы выделяют возможность спать немного дольше, не надо никуда идти, спешить, нет конфликтов в коллективе сверстников, легко с учителями, несложно получить оценки.
Среди минусов школьники часто выделяют следующее:
приходится большое количество времени тратить на учебный процесс;
много читать и писать;
нет физкультуры;
сложно приспособиться, если у ребенка отсутствует самодисциплина.
Те дети, которые отмечают преимущества дистанционной формы сложнее всего привыкают вновь к системе правил, классных взаимоотношений и им трудно возвращаться вновь в традиционную классно-урочную систему, особенно, если дистант затянулся.
Можно определить ряд оптимальных, но не единственных рекомендаций для более быстрого выхода с дистанта. Необходимо:
Поддерживать режим дня и организацию свободного времени детей даже в дистанте;
Контролировать времяпрепровождение в соцсетях, чтобы ребенок не находился в них большую часть времени, поскольку внимание ребенка и мотивация снижаются, и ему уже не хочется воспринимать «скучную», «монотонную» учебную информацию;
Организовывать общение со сверстниками: приглашать в гости, договориться о двух часах ежедневной прогулки, проводить другие совместные культурные взаимодействия, например, еженедельные «путешествия» с Пушкинской картой, что снимет проблему адаптации к сверстникам;
Контроль родителями электронного дневника за успеваемостью, где выложена вся информация и нет конфликтов по поводу учебной деятельности и взаимодействия с учителем. В течение 2-х недель можно уточнить вопрос у учителя начальных классов, классного руководителя все ли в порядке с учебой, что приемлемо в обеих формах обучения;
Если соблюдается единство требований семьи и школы к воспитанию ребенка, то ребенок уверен в правильности этих требований, он организован, дисциплинирован, ему легче приспособиться к регламентированной учебной деятельности:
Находить в семье самые важные ценности — общение, совместное времяпрепровождение, общие традиции, умение соблюдать правила жизни в обществе, чтобы никакая форма обучения не повлияла на ее содержание.