Буквально вчера на всю страну прогремела крайне нелицеприятная история: девочка из балета Todes решила раздеться на публике. И устроила в Periscope трансляцию, как принимает ванну. Девочке – на секунду – 10 (десять) лет. О том, что она вычудила, быстро узнали родители: нашлись доброжелатели, которые скинули им и трансляцию, и скриншоты. Посмотрев, как непринужденно их дочурка принимает перед камерой весьма откровенные позы, родители, разумеется, пришли в ужас.
Трансляцию удалили, беседу с девочкой провели. На вопрос: «Зачем???» дитя невинно ответило, что кто-то когда-то ей сказал, что публичное обнажение обязательно сделает ее популярной. Но слабо верится, что причина поступка – именно «кто-то» и «когда-то». Случайно брошенная фраза такого эффекта не вызовет.
Зачем дети делают это?
Что на самом деле становится мотивом детей, совершающих эпатажные поступки славы ради? Этот вопрос мы задали нашему эксперту, психологу-консультанту Татьяне Огневой-Сальвони.
— Дети действительно копируют то, что видят во взрослом мире, впитывают как губка те приоритеты, которые транслирует общество. В 10 лет ребенок не способен самостоятельно и объективно оценивать поступающую информацию. Каждый ребенок просто хочет быть хорошим и ценным, это стремление встроено в любого человека. Но важно, какие критерии хорошего его окружают. Если демонстрация себя, популярность, достижение результата любой ценой является в окружении ребенка чем-то хорошим, то он будет стремиться к этому. Причем, что удивительно, именно наиболее чистые, наиболее наивные детские души будут воплощать то, что их окружает в жизни – в самом бесхитростном виде. Можно сказать, что ребенок просто зеркалит без прикрас то, что вливает в детскую душу социум. Отдельно о причинах детского тщеславия и стремления к славе можно выделить несколько версий. Во-первых, это может быть следствием нарциссического расстройства, нарциссической травмы. Такое происходит, когда в раннем детстве, до трех лет, ребенок на относительно долгое время (долгое в восприятии именно этого ребенка) оставался без родителей, а с бабушками, дедушками, нянями, в саду. Тогда у него формируется дефицит внимания и остро проявляется к началу полового созревания. И может послужить толчком к таким перформансам.
Вторая версия. Нездоровое желание быть в центре внимания появляется, когда формируется установка на славу. Если значимые взрослые в окружении ребенка поощряли его выступления на публику, осознанно или нет, но показывали, что будут больше им гордиться и любить, если ребенок станет популярен, станет звездой и так далее. Впрочем, надо всегда смотреть в личную историю ребенка, это могла быть и какая-то ключевая для детского восприятия житейская сцена, которая расставила приоритеты именно таким образом.
В-третьих, вполне возможно, что нет никаких расстройств и глубинных установок, а эта история с девочкой – просто результат способа заявить о себе в своем социуме. Возрастные психологи отмечают, что именно в 10 лет начинают первые глубокие изменения на всех уровнях – гормональном, физиологическом, психологическом. Интеллект и внимание у ребенка снижаются, зато появляется много тревоги и новых страхов. В 10−11 лет начинают формироваться взрослые негативные эмоции, нервная система перенапряжена. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети начинают дерзить, впадать в крайности, чувствуют себя непонятыми и несчастными. У них очень много страхов. Взрослые им больше не авторитеты. Идет поиск новых авторитетов и стремление самому стать авторитетом. Психологами зафиксировано, что в этом возрасте у человека самая низкая самооценка в течение жизни. Меняются его ценности. Недостаточно хорошо учиться, чтобы быть принятым. Начинается этап самоутверждения через поиски новых запредельных форм самовыражения, нередко связанных с риском. Ребенок поглощен своими переживаниями, познанием себя, оценкой самого себя.
Все, что им нужно, – только любовь
– Как защитить чадо от крайностей, от подобных ошибок?
— Во-первых, не оценивать его критериями взрослого мира. Ребенком в 10−12 лет движут совсем иные мотивы, зачастую взрослому даже непонятные. Не судить и не обижать за проступки. Нужно много терпения, любви, принятия и выдержки. «Я люблю тебя любого», «Мне жаль, что ты выбрал такую форму самоутверждения», «Если у тебя есть вопросы, я с удовольствием расскажу». То есть постоянно присутствовать в жизни ребенка, но без паники. Это называется – выдерживать его взросление. Нечего сказать ребенку – просто выдыхайте. И будьте рядом.
Во-вторых, можно делиться своим опытом, своими чувствами, услышанными, прочитанными историями о других детях-подростках. «У меня тоже было нечто похожее, я чувствовал, делал то-то и то-то», «А в том фильме было так, помнишь этого героя…» и так далее.
В-третьих, хорошо бы внимательно выслушивать ребенка, беседовать с ним на любые житейские темы, чтобы он чувствовал вовлеченность, интерес к себе, свою ценность и значимость. «А ты что чувствуешь, а что ты думаешь по этому поводу, а это как тебе, а чего бы ты хотел, а почему это так, на твой взгляд, а что бы ты сделал в этом случае…»
И в-четвертых, конечно, мягко, без навязывания, рассказывать о базовых ценностях общества, на чем держится дружба, любовь, семья.
В общем, главное – не терять контакта с ребенком. А если он совершает ошибку, подобную приведенной в истории с девочкой, то фиксировать внимание не столько на ней и не в вину вгонять, а на том, какой же вывод сделал, понимает ли он, что это была ошибка, как себя чувствует, чему этот опыт его научил. И да, конечно, за большие проступки должно следовать какое-то наказание. Нет, не бить, не кричать ни в коем случае. Можно что-то запретить, либо забрать, либо отменить какой-то обещанный подарок и т. д. То есть безнаказанными страшные проступки оставлять нельзя. Только если ребенок очень раскаивается, осознает всю тяжесть своего проступка и готов к любому наказанию, то наказание полезнее отменить. И еще – родителю полезно подумать над тем, в чем его зона ответственности, где он не справился со своими обязанностями, и сделать выводы на будущее, провести работу и над своими ошибками тоже.