Современный подросток — дитя интернета, воспитанный на новых стандартах и в полной свободе. Ребенок нашего времени совсем не похож на ребенка прошлого века.
Совместно с руководителем направления психологической поддержки подростков образовательной компании MAXIMUM Education Анной Тимофеенко и учителем математики с более чем 40-летним опытом преподавания Ириной Александровной Бакуменко, редакция Wday.ru провела параллели и выяснила, в чем же разница между поколениями.
Кто они — дети советского времени
Все дело в идеологии
«Целеустремленные, усидчивые, трудолюбивые, старательные и сильные духом — такими были подростки в СССР. У этих ребят была своя цель в жизни, но что самое интересное — они воспитывались на определенных идеалах и примерах.
В то время была очень развита идеологическая работа с детьми: организовывались пионерские сборы, проводились комсомольские собрания, устраивались диспуты, где каждый ребенок пытался высказать свою точку зрения и отстоять ее», — комментирует Ирина Александровна Бакуменко.
Подросткам прививали такие ценности, как, взаимопомощь, и даже создавались специальные группы, которые оказывали помощь друг другу в коллективных делах, чтобы дети понимали, что такое добро, умение дружить и помочь товарищу. Тогда дети воспитывались на примерах сильных духом людей, прошедших войну, и тех, кто добивался трудовых успехов в обыденной жизни.
Никакого Гугла и Яндекса
У каждого советского подростка были свои интересы, которые они пытались развивать. Как правило, многие из них были связаны со школьными предметами, ребята хотели получать хорошие оценки. Ведь тогда оценка была одним из главных показателей успеха. Это сейчас никто не пристыдит за полученную двойку или тройку, а раньше дети боялись, что о них подумают как-то не так.
Только у тех ребят было намного меньше возможностей, чем у нынешних подростков. Сейчас любую информацию можно найти за пару секунд с помощью интернета. А что было делать детям того времени, ведь Гугла и Яндекса у них не было?
Зато были библиотеки, там они и искали ответы на все свои вопросы. Перелопатить десятки книг в поисках нужного было не так просто, а иногда ребенок, проведя несколько часов в библиотеке и не найдя ответа, шел в другую и начинал все по новой. Зато какая сила воли и уровень мотивации!
Раньше родители были ближе к детям
В целом, сама психология ребенка не изменилась, она осталась такой же, как и раньше, просто подход к воспитанию у родителей сейчас совершенно другой. Теперь дети все чаще предоставлены сами себе. Раньше родители проводили больше времени с детьми: устраивали семейные праздники, вместе участвовали в спортивных соревнованиях, ходили на спектакли и в походы.
Сейчас современные мамы и папы практически все свободное время проводят на работе, зарабатывают деньги, пытаются добиться успеха в карьере, обеспечить ребенку достойную жизнь, но контакта, построенного на доверии, между родителями и детьми иногда не хватает (читайте также: Они мешают жить: 15 привычек из СССР, от которых трудно избавиться).
Поколение Z, или подростки XXI века
В борьбе за права
«Сейчас ребята четко понимают, чего от них хотят, знают, как с ними можно обращаться, а как нельзя. Современные подростки хорошо (иногда даже слишком!) знают свои права и оценивают возможности», — считает руководитель направления психологической поддержки подростков образовательной компании MAXIMUM Education Анна Тимофеенко.
Нынешнее поколение более агрессивно защищает себя от любого воздействия. Такое поведение нередко связано еще и с тем, что сегодняшние подростки эмоционально лабильные, любое слово, действие или поступок они проецируют на себя. Они остро воспринимают любую ситуацию, испытывая при этом сильные эмоции и тревожность.
Кликбейты и обо всем по чуть-чуть
XXI век — время информации, которая идет отовсюду вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Современные дети, в отличие от некоторых взрослых, пытаются научиться с этим работать. И любую информацию, которая к ним приходит извне, подростки оценивают с практической точки зрения. Теперь уже и школьное образование они легко подвергают сомнению, все чаще задаваясь вопросом: «А нужно ли мне это?».
Нынешние подростки воспринимают информацию «по-новому»: любые данные, сведения и сообщения должны быть быстро донесенными, «нарезанными», с явными кликбейтами.
Ребятам тяжело воспринимать большие массивы информации, поэтому у них есть серьезные проблемы с критическим мышлением. Сегодня формируется этакий тип «продвинутого подростка». Это тот, кто увлекается сразу всем, но поверхностно. Таким детям важно знать обо всем, но по чуть-чуть, не вдаваясь в подробности и не углубляясь в суть.
Дети не хотят взрослеть
Главный фактор мотивации для подростка сейчас — польза. Школьникам важна практичность и осознание того, что именно они могут получить здесь и сейчас, и как могут применить эти навыки в жизни.
Подростки сейчас более осознанные и грамотные, они уже сами умеют использовать многие инструменты. Но есть один нюанс: современные школьники подвержены инфантилизму, им хочется подольше оставаться детьми и лишний раз не брать на себя ответственность. Поэтому родителям важно показывать, что взрослым быть не страшно и даже интересно.
Сегодня нужно обращать больше внимания не на то, как мотивировать подростка, а на то, как выстраивать его дисциплину. Ведь проблемы в том, чтобы чем-то «загореться», нет (читайте также: Сейчас это покажется дикостью: 10 странных особенностей квартир в СССР).
Есть большие сложности с выстраиванием своего графика и желанием продолжать заниматься этим делом дальше: спустя неделю, две, месяц. Подростки не умеют и не хотят принимать решения, поэтому основная задача родителя контролировать этот процесс и поддерживать ребенка в его начинаниях.
Воспитанные в демократии
Современные подростки и подростки СССР отличаются тем, что их воспитывали по-разному. В психологии принято выделять 6 основных стилей семейного воспитания: авторитарный, демократический, отчужденный, попустительский, хаотический и гиперопека. Каждый из этих методов имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребенка.
В советское время доминировал авторитарный стиль воспитания. Сейчас чаще родители отдают предпочтение демократическому стилю. Огромное распространение имеют книги по родительской психологии, мамы и папы действительно работают над тем, чтобы быть хорошими родителями. Раньше об этом не так активно задумывались, скорее воспитывали по наитию.
Несмотря на то, что современные методы воспитания зачастую довольно сильно отличаются от тех, что преобладали в советское время, есть то, что остается неизменным — потребность ребенка в любви и внимании, необходимость прислушиваться к его интересам.
Отношения с родителем играют огромную роль в жизни любого человека. Именно через них будущий взрослый получает базовую картину мира, и именно через них приходят наиболее важные уроки. Это то, что никогда не потеряет актуальность и не сможет ограничиваться временными рамками ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.
Руководитель направления психологической поддержки подростков образовательной компании MAXIMUM Education
Учитель математики