Выпускники советских школ по-разному вспоминают годы. Кто-то отзывается о них как о лучшем времени своей жизни, кто-то считает, что советская система образования не учитывала индивидуальность учеников и мешала им раскрыть свои таланты. Кажется, что у каждого участника таких дискуссий была своя «советская школа», но бесспорно одно — если уж и перенимать положительный опыт тех лет, важно адаптировать его к современным реалиям.
Вместе с психологом и академическим директором онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасией Екушевской разбираемся, какие подходы советского школьного образования актуальны и сейчас.
Бурная внеклассная деятельность
Школьная жизнь в советское время не ограничивалась уроками: дети участвовали в кружках и волонтерских отрядах, помогали пожилым людям и вместе собирали макулатуру. Так ребята учились ответственности и активно участвовали в социальной жизни своего города или села.
Школьные кружки по интересам и социальные проекты есть и сейчас, но это скорее исключение, чем правило. Хотя «зумеров» и поколение «альфа» могли бы заинтересовать сообщества:
По сбору и сортировке вторсырья. Тема экологии и разумного потребления становится все более актуальной для подростков.
По изучению иностранных языков, в том числе онлайн. Мир становится шире, молодежь хочет путешествовать и изучать английский. Ребят могут заинтересовать разговорные клубы и дополнительные занятия, на которых они смогут практиковаться в иностранном языке.
По помощи бездомным животным, детям из детских домов и пенсионерам. Новое поколение гораздо больше занимается благотворительностью, чем их родители. Благотворительным организациям часто не хватает «рук», а для школьников такая поддержка даже может стать первым шагом в профессию.
По хендмейду (рукоделию). Современные дети чаще выбирают крафтовые изделия и мастерят что-то сами. Такое увлечение со временем может даже перерасти в профессию.
Помимо этого в СССР большое внимание уделялось культурному воспитанию, включая изучение искусства, музыки и литературы. Оно не просто дополняло академическую программу, но и способствовало формированию моральных, эстетических и духовных качеств личности, делая культурное просвещение одной из основных задач образовательной системы.
Укрепление связи школы с жизнью
Раньше ученики 10-11 классов обязательно проводили один-два дня в колхозах или на предприятиях, хотя это большинству могло и не нравится. Однако благодаря такому подходу после средней школы вместе с аттестатом зрелости выпускники получали свидетельство о специальности. Ребята пробовали себя в разных направлениях, искали дело, которое им интересно, и лучше узнавали себя.
Советский подход в современных школах переосмысляется через дополнительные занятия IT, робототехникой, созданием моделей на 3D-принтерах и другими направлениям, которые могут пригодиться детям в жизни и карьере. На смену практике в колхозах пришли курсы профориентации, по окончании которых выдают сертификат об освоении специальности или определенном уровне навыков.
Сегодня можно найти курсы на любой вкус, но не все из них действительно дают полезные и прикладные знания. Важно выбирать обучение, после которого у ребенка появляется реальный проект для портфолио (читайте также: Что известно о необычном мальчике, которого не брали в школу из-за его прически).
Шефство над отстающими
В советской системе отличники помогали тем, кто не мог сам справиться с уроками, причем выигрывали от этого все. Самые успешные ученики еще глубже разбирались в предмете и делись знаниями, а отстающие получали дополнительные бесплатные занятия и чувствовали поддержку.
Сейчас это тоже можно найти: в социальных сетях есть большое количество тематических групп с комьюнити школьников, где можно обсудить материал, поделиться успехами или задать вопрос по теме. Да и само шефство никуда не делось. Ребята, как и раньше, помогают отстающим, объясняют сложные темы и даже по дружбе готовят к экзаменам, хотя их к этому никто не обязывает.
Связь между учебными дисциплинами
Система образования была выстроена так, чтобы школьники получали объемную картину мира. Когда на литературе изучали определенного автора, то также затрагивали уроки истории и изо. Было проще находить параллели между предметами: знаешь один — легче разберешься в другом.
Такой подход развивает логическое мышление, расширяет кругозор и тренирует память. Неспроста наши родители и бабушки помнят многие события мировой истории и всех культовых литературных персонажей поименно.
Межпредметные знания полезны в учебе и сейчас, например, уроки истории могут помочь на ЕГЭ по русскому и обществознанию для аргументации в сочинении/эссе. Однако, к сожалению, пока что на самих школьных уроках эта связь подсвечивается не так явно для учеников.
Разносторонние базовые знания
Если не считать школы, в которых углубленно изучали отдельные предметы, учителя во всей стране работали по одной программе. Ученики гарантированно получали определенный уровень подготовки и легче переходили из одной школы в другую.
До недавнего времени российская система образования сильно отличалась от советской: каждая школа сама выбирала, по каким учебникам будут заниматься дети. Программы тоже были разными, хотя и основанными на государственном образовательном стандарте.
С 1 сентября 2023 российские школы перешли на общий образовательный стандарт. «Новый старый» курс в образовании, с одной стороны, может ограничить учителей в выборе методов и материалов обучения, но с другой — поможет школьникам во всех регионах получать одинаковый уровень знаний.
Спорт
С момента основания СССР власть популяризировала спорт, ведь для строительства нового государства были нужны сильные и выносливые люди. Любовь к физкультуре прививали с малых лет, а состоять в спортивной сборной было почетно (читайте также: Это физическое упражнение школьники в СССР считали сущим кошмаром).
В школах занимались гимнастикой и акробатикой, тренировались на свежем воздухе и в зале. На физкультуре ребята взбирались по канату, прыгали через козла, соревновались в командных играх, бегали на лыжах — спортивные стандарты для девочек и мальчиков отличались мало. После уроков многие занимались легкой атлетикой, волейболом, лыжами и хоккеем.
Современный подход к физкультуре отличается от советского. Кроме того, сами дети проявляют особого интереса к этому предмету и чтобы это исправить можно было бы сделать физкультуру более увлекательной для тинейджеров: учить кататься на роликах, проводить занятия йогой и т.д. Так дети смогут безопасно тренироваться, с юных лет заботиться о здоровье и формировать полезные привычки.
Что сейчас?
Кто-то из выпускников советских школ вспоминает о годах ученичества с ностальгией, а кто-то видит в них только минусы. Однако некоторые подходы и принципы прошли проверку временем, были переосмыслены и снова возвращаются в российскую практику. Например, кроме кружков кройки и шитья в некоторых школах проводят курсы по IT, роботехнике, уроки профориентации.
Многие принципы, действительно, полезны и актуальны в современных реалиях, если их адаптировать под новое поколение детей. А также формировать интерес к ним у детей, а не превращать в «обязаловку».
Что точно должно оставаться в школах во все времена, так это принципы гуманности и внимания к личности. Они стоят в центре современной педагогической мысли и основываются на:
уважение к ученику как к индивиду;
эмоциональная безопасность;
сотрудничество вместо конкуренции;
поддержка социального и эмоционального развития.
академический директор онлайн-школы для детей Skysmart, нейропсихолог, кандидат философских наук
Личный сайт