У кого-то деньги копятся, у кого-то утекают сквозь пальцы, как вода. Психологи говорят, что дело тут не в природной беззаботности. Очень многое зависит от того, как ребенку прививали чувство финансовой ответственности в семье. И прививали ли вообще.
Психолог, коуч личностного роста
Во многие семьях тема финансов под запретом. Малыши еще не поймут, а старшие уже и сами должны знать: родителям приходится много работать, чтобы обеспечить семью. Но деньги — естественная часть нашей жизни, и знакомить с ней нужно уже в раннем возрасте. По данным исследований, способность эффективно распоряжаться доходами напрямую зависит от приобретенного в детстве опыта.
4–6 лет — знакомство
Малыш уже начинает понимать, как все устроено. Например, что на деньги можно купить игрушку или лакомство, а берут их обычно из кошелька и банкомата. Но вот как они туда попадают? Можно рассмотреть вместе с ребенком купюры и монеты, рассказать о том, что на них изображено и зачем мама и папа ходят на работу.
7–9 лет — первая копилка
В начальной школе у ребенка появляются первые карманные деньги: на обед, проезд или сладости. Многие поощряют детей за достижения, дарят деньги на день рождения. Благодаря такому первоначальному капиталу ребенок может научиться распоряжаться финансами и развить чувство ответственности.
Можно обговорить, на какие расходы ребенок будет получать деньги, и помочь спланировать бюджет. Объясните, что такое расходы и почему в магазинах могут быть разные цены на товары, почему денег может не хватить и что делать, чтобы этого не произошло. У него есть свой бюджет: пусть сам принимает решения, как им распорядиться. Так растет его персональная ответственность за решения и уважение к деньгам.
10–12 лет — планирование бюджета
В подростковом возрасте дети стремятся к независимости, в том числе и финансовой. Карманные деньги можно выдавать уже раз в месяц и научить правильно планировать бюджет. Если вначале не будет получаться и ребенок потратит раньше указанного срока, не ругайте его. Помогите разобраться, почему так произошло. Но и компенсировать расходы не нужно, иначе он решит, что родители все равно дадут еще, зачем же экономить. В этом возрасте можно рассказывать про налоги, обязательные и ситуативные расходы, а также способы приумножить капитал.
13–15 лет — первая банковская карта
Время осознанного потребления. Безналичные деньги тратить намного проще, но благодаря выпискам и состоянию счета и подросток и родители могут контролировать расходы. Важно научиться избавляться от спонтанных покупок.
Не стоит диктовать ребенку, на что тратить деньги, но можно поговорить о том, какими критериями он руководствуется, и помочь избежать ошибок. Например, что дешево не всегда качественно.
Заранее оговаривайте с ребенком бюджет на подарки и игрушки на год вперед и даже затраты на его развлечения на один день. Это позволит ребенку научиться планировать и нести ответственность за свои бюджеты. Спрашивайте мнение ребенка по тратам, которые вы планируете для всей семьи. И по ходу дела объясняйте, куда вы тратите деньги, зачем и какая логика всех этих действий. Приучите ребенка записывать свои расходы и доходы в специальное приложение.
16–18 лет — свободное плавание
Обычно в это время у молодых людей появляется первая подработка. Важно объяснить, как устанавливаются договорные отношения, как работают кредиты и почему так важно вовремя платить по счетам. Можно планировать общий семейный бюджет и обсуждать финансовую ситуацию дома.
Полезные игры
«Мой план» – игра, обучающая планированию и ведению бюджета.
«Монополия». Издания рассчитаны на разный возраст, от 5 до 14 лет. Учит распоряжаться стартовым капиталом, чтобы устранить конкурентов и стать монополистом в своей области.«Антимонополия» учит выживать среди конкурентов и эффективно использовать финансы в сложных условиях.
«Денежный поток». Есть версии для детей 6–9 лет и старше. Учит мыслить как инвестор и видеть финансовые возможности.«Экономикус» развивает навыки ведения бизнеса и получения прибыли в критических обстоятельствах.