Родители всегда хотят, чтобы их дети хорошо учились и им было это интересно. Но почему одни дети ходят в школу с удовольствием, а другие будто отбывают наказание? Чтобы все проходило гладко, нужно участие взрослых и формирование полезных привычек.

Наталия Дербенева, практикующий психолог и соосновательница детского сада Infant School рассказала о главных моментах, которые помогут ребенку учиться.

Наталия Дербенева

Практикующий психолог и основатель частного сада Infant School

Жить и учиться по расписанию (распорядок дня)

Привычки, которые помогут ребенку учиться с удовольствием
Фото
Legion Media

Все, что заложено в детстве, ты несешь потом в жизнь. Дошкольный период — это безоблачное время только для детей, когда они могут витать в облаках и смотреть мультики. Но для взрослых это ответственность и родителям нужно сосредоточиться на определенных вещах в воспитании. Например, очень важно выстроить распорядок дня у ребенка.

Если ты хочешь, чтобы чадо было здоровым, то нужно следить чтобы малыш ел, засыпал, играл в одно и то же время. Далее расписание занятий «встраивается» в режим дня и это помогает детям понять, что есть время для игр, развлечений и полезных занятий. Так постепенно вырабатывается привычка к самодисциплине и к самоконтролю, а это необходимо во время учебы.

Чтение и привычки к интеллектуальному труду

С одной стороны, родители учат и заставляют детей читать. Но, с другой, они сталкиваются с тем, что этот навык не переходит автоматически в привычку или любовь к чтению. Они не понимают, что сделали не так: нанимали педагогов, водили в сад. Но чтение очень сложный процесс и необходим системный подход. В первую очередь, это личный пример.

Я сталкиваюсь с тем, что родители готовы отправлять детей в детские сады, отводить на частные занятия, но у самих даже нет книг в доме. Они не читают сами. Поэтому надо понимать, что если ты ставишь такую цель — чтение, то и книги должны присутствовать в доме. Должна быть работающая библиотека и поддержка ребенка на первых этапах: чтение вслух, совместное чтение вечером и т.д.

Если ребенок видит, что взрослые читают, то и он с большей охотой сделает над собой усилие. Например, в детском саду иногда проходят уроки внеклассного чтения. Не учебная программа, а конкурс чтецов с призами, настоящие соревнования. Это своего рода нейролингвистическое программирование, мы «внушаем» детям мысль, что каждый человек может прочитать одну книгу в месяц. Таким образом мы формируем привычку читать, постепенно у ребенка появляется собственная мотивация.

Привычки, которые помогут ребенку учиться с удовольствием
Фото
Legion Media

Еще очень важно расширять кругозор ребенка, ведь чтение — это не только «сложение букв» в слоги и далее слова в предложения, но и способность понимать смысловую нагрузку. Но как это возможно, если ребенок не обладает определенным кругозором? Ему не на что опереться. Дети идут в школу с неумением понимать тексты. То есть, формально ребенок читает, но чаще всего он ненавидит это и не понимает смысл прочитанного, боится больших книг.

Расширяй кругозор малыша. Для этого не нужно специальное педагогическое образование. Просто рассказывай ему все, что знаешь о мире, что он в состоянии понять. Обращай внимание ребенка на все: на звезды, проезжающий поезд, цветы в саду и объясняй, как это все связано между собой. Сначала графическое изображение, звуковое, а дальше складывается смысл. Поэтому, если не начать читать с объяснением сюжета, никакой учебы с удовольствием не будет.

Спорт

Спорт помогает вырабатывать полезные привычки. Тренировки позволяют оставаться бодрыми. Для детей это особенно важно, ведь ясность ума и умение сохранять концентрацию напрямую влияют на способность ребенка усваивать школьную программу. А все, кто занимался спортом, получают два подарка — это дисциплина и умение вовремя собираться.

Развитие разносторонних интересов

Привычки, которые помогут ребенку учиться с удовольствием
Фото
Legion Media

Разносторонние интересны — это путешествия, посещение музеев, картинных галерей.  Нужно постоянно расширять горизонт и показывать ребенку для чего нужно учиться, чтобы знания не существовали в отрыве от реальности. Обычно дети читают ради чтения, получают оценки ради оценок и не понимают зачем все это. Самое доступное и полезное из того, что можно делать дома —  настольные игры.

Они учат действовать по правилам и взаимодействовать с другими людьми. То есть в спокойной игровой форме ребенок не чувствует, над собой такого давления, когда его обучают, как в школе. Так ребенок привыкает интересоваться разными вещами. Сегодня это настольные игры, а завтра более серьезный проект.