Детям больше не надо выбирать — быть лингвистами или инженерами. Наступает эра T-shaped людей — они гармонично сочетают широкий кругозор с глубокими знаниями в своей базовой области. Вместе с экспертами Яндекс Учебника — Еленой Краевской, Ксенией Вотяковой и Владом Степановым — разобрались, зачем развивать у ребенка желание и способность находить междисциплинарные связи, а главное — как.
В чем преимущество T-shaped-людей?
Любая современная наука интердисциплинарна: например, биологи изучают искусственный интеллект, чтобы расшифровать геном человека, а программисты занимаются лингвистикой, чтобы научить голосовых помощников разговаривать по-человечески. Поэтому и спрос на рынке труда меняется — компаниям нужны специалисты, которые обладают широким кругозором и компетенциями в разных областях.
Такие люди могут смотреть на проблемы комплексно и искать пути их решений за рамками привычных шаблонов. Очевидно, что человек, который учит только историю или занимается только физикой, оказывается замкнут внутри своей профессии и не видит всю картину целиком (читайте также: ошибки в воспитании детей, которые сказываются на их психике).
«Чтобы стать историком, недостаточно просто выучить даты и внимательно работать с архивами и источниками. Сегодняшние специалисты пользуются разными методами на стыке наук: им пригодится знание физики, чтобы понимать, как с помощью радиоуглеродный анализа можно определить возраст находки, языкознание — для оценки подлинности документов вместе с лингвистами, информатика — для работы с программами и базами данных.
А школьнику, который хочет стать геймдизайнером, недостаточно получать пятерки по информатике. Важно также интересоваться литературой, чтобы в будущем разбираться в драматургии и научиться придумывать интересные и захватывающие истории, — отмечает руководитель направления информатики в Яндекс Учебнике Влад Степанов.
Междисциплинарные знания и навыки нужны не только ученым и программистам, но и людям творческих профессий:
Архитекторам — для печати домов на 3D-принтерах;
Дизайнерам — для разработки виртуальной одежды;
Композиторам — для написания музыки к песням.
Взаимосвязь между совершенно разными направлениями хорошо объясняет Яндекс в уроке «Цифровое искусство: музыка и IT». Это вселенная со своими героями, где каждое занятие — небольшая история, связанная с учебной темой. Ребенок смотрит лекции и выполняет простые задачи: соединить точки, сравнить картинки, повторить мелодию. В процессе он разбирается, как искусственный интеллект пишет и рекомендует музыку и как специалисты включаются в этот процесс.
Откуда взялся миф о гуманитариях и технарях?
Разделение на гуманитариев и технарей искусственное. По одной версии оно появилось пару веков назад, когда ученые начали специализироваться на узких областях исследований. По другой — разрыв начал происходить во время промышленной революции, когда из-за стремительного прогресса технические навыки стали цениться больше остальных.
Раньше любой образованный человек одновременно изучал устройство Вселенной, был прекрасным оратором и писал стихи, вспомним, например, Михаила Ломоносова или Марию Склодовскую-Кюри.
На самом деле, сильный перекос сторону гуманитарных или технических навыков у школьников часто проявляется не из-за природной склонности, а из-за особенности образовательного процесса. Например, ребенка вызывают к доске решить уравнение. У него не получается найти значение «х» с первого раза. Класс смеется, он нервничает. Времени сосредоточиться и исправить логику решения нет, а за спиной уже тянет руку отличница. Так одна неудачная задача убивает мотивацию разбираться в сложной теме (читайте также: мать 22 детей рассказала о нестандартных методах воспитания).
Есть даже такое понятие — математическая тревожность. Она может развиться, если у ребенка долго не получается выполнить задание, а рядом не оказывается человека, который бы его поддержал и сказал, что ошибаться — это нормально.
Нужно очень внимательно следить, за тем, как преподаются технические предметы. Они устроены линейно, поэтому отставание по одной теме сразу влечет за собой цепочку непонимания. Здесь родителям важно постоянно отслеживать, все ли понимает ребенок и пытаться без давления помогать ему. Если вы чувствуете, что он что-то запустил или пропустил, то важно предложить способ нагнать материал, чтобы пробел не превратился в бездну, — отмечает заведующая учебной частью Яндекс Учебника Елена Краевская.
Как помочь ребенку вырасти метакомпетентным
Поддерживать у ребенка интерес к миру
Своим примером родители могут как убить в детях любознательность, так и стать проводниками в мир интересных хобби.
«У детей естественным образом возникает масса вопросов: почему людям нужно спать, откуда берутся времена года, зачем кипятить воду, чтобы заваривать чай. Ребенок задает их не для того, чтобы позлить родителей. До 9-10 лет он искренне хочет разобраться в том, как все устроено. Его психика работает следующим образом: понятное — безопасное. А значит, задача родителей — не оставлять вопросы без внимания и приводить понятные примеры, — объясняет Ксения Вотякова, нейропсихолог, специалист по сопровождению обучения в Яндекс Учебнике.
А еще вопросы нужно задавать самим и учить ребенка их формулировать, обращать внимание на различные явления и учить в игровой форме определять причину и следствие. Например, во время прогулки можно сказать: «Посмотри, деревья качаются. Как ты думаешь, почему? Может, это дует ветер? Или, может, ветер дует, потому что деревья качаются?».
Не прятаться от неудобных вопросов
Родители не должны знать все, например, почему салют красный или как создать вечный двигатель. Но обязательно пробуйте искать ответы вместе с ребенком. Если вопросы о туманности Андромеды или Сегизаврах вселяют в вас легкую панику, то запланируйте на выходные поход в музей или планетарий. Главное — не уходите от темы и не злитесь.
А если после работы у вас нет сил и желания, то можно воспользоваться проверенными ресурсами. Например, есть классные развивающие YT-каналы, настолки (обратите внимание на «Эволюцию») и даже компьютерные игры (например, Little Alchemy), которые помогают разобраться в устройстве мира и учат искать закономерности.
Ловить спонтанные интересы ребенка
Замечайте, что привлекает внимание ребенка и поощряйте это проявление интереса. Если уловить интересы ребенка и дать простор для творчества, то пытливый детский ум найдет еще 1000 и 1 способ разнообразить новое хобби.
Разрешать ошибаться
Ребенку важно объяснить, что любой интеллектуальный труд — это путь проб и ошибок.
Общий совет, который точно не будет лишним: никогда не давите на ребенка и полностью исключите из лексикона слово «должен». На самом деле, чтобы найти себя и быть счастливым, ему нужно прислушиваться только к своим ощущениям. А задача взрослого — направить ребенка и помочь ему развиваться.