Чебурашку придумал писатель Эдуард Успенский в 1966 году. С тех пор маленький пушистый герой прочно закрепился в отечественной культуре и даже вышел за ее пределы, завоевав любовь жителей страны восходящего солнца.
Чебурашка не теряет актуальности по сей день. Вышедший в 2022 году фильм режиссера Дмитрия Дьяченко стал самым кассовым фильмом в истории российского кинопроката. А в этом году создатели фильма совместно с Яндекс Афишей выпустили одноименное «Переполох шоу Чебурашка», премьера которого уже состоялась в концертном зале «Москва» парка развлечений «Остров Мечты». Вслед за столицей постановку представят в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Красноярске, Сочи и многих других городах России.
Разбираемся, почему Чебурашка стал символом детства для нескольких поколений советских и российских детей, превратился в анекдотического персонажа и до сих пор не теряет популярность.
«Так наш зверек и узнал, что его имя — Чебурашка…»
Чебурашка стал символом детства в СССР во многом благодаря фигуре Эдуарда Успенского. Один из самых влиятельных детских авторов создал несколько персонажей, которых полюбили советские граждане. Среди самых известных — пес Шарик, кот Матроскин, дядя Федор, почтальон Печкин, братья Колобки, крокодил Гена и, конечно, Чебурашка.
Интерес к персонажу возник во многом из-за его таинственного происхождения. Совершенно непонятно, откуда взялся этот добродушный зверек с большими ушами и коротким хвостом. Известно лишь, что обитал он в тропиках и, видимо, залез в коробку с апельсинами, в которой и добрался до СССР.
Собственно само слово «Чебурашка» вызывало вопросы у советского читателя. По словам Эдуарда Успенского, он придумал его, когда оказался в гостях у своего приятеля и увидел, как его племянница, надевшая шубу не по размеру и запутавшись в ней, упала а после пояснила, что «чебурахнулась».
«Крокодил Гена и его друзья»
В 60–80-е годы персонажи серийных мультфильмов «Союзмультфильма» стали любимцами нескольких поколений зрителей. Картины крупнейшей на тот момент мультипликационной студии в Европе завоевывали огромное количество призов международных и отечественных фестивалей. Именно в этот период выходит кукольный мультфильм Романа Качанова «Крокодил Гена и его друзья», благодаря которому Чебурашка обрел всенародную любовь.
Все персонажи мультфильма вошли в советскую массовую культуру и городской фольклор. В 1988 году мультфильму была посвящена почтовая марка, выпущенная Почтой СССР в серии «Из истории советской мультипликации».
Уже через два года после выхода «Крокодила Гены и его друзей» студия «Союзмультфильм» выпустила продолжение «Чебурашка». Впоследствии Роман Качанов поставил еще два кукольных мультфильма о приключениях Гены и Чебурашки — «Шапокляк» (1974) и «Чебурашка идет в школу» (1983).
«Пусть бегут неуклюже»
Наверное, нет людей в нашей стране, которые не слышали душевные песни, звучавшие в мультфильмах Качанова. Большая их часть написана Эдуардом Успенским. Это добрые, светлые стихи, положенные на простые и запоминающиеся мелодии (читайте также: Тест: угадайте советский мультфильм по первому кадру — спорим, вы не справитесь?).
В мультфильме «Крокодил Гена и его друзья» звучит «Песенка крокодила Гены» Владимира Шаинского на слова Александра Тимофеевского в исполнении Владимира Ферапонтова, а также — «Песня Шапокляк» Михаила Зива на слова Эдуарда Успенского, исполненная Владимиром Раутбартом.
Одна из самых известных песен «Голубой вагон», над которой работали Шаинский и Успенский, пропитана нотками светлой грусти по уходящим приятным мгновениям. Интересно, что в 80-е во многих парках развлечений вагончики детских железных дорог красили именно в голубой цвет.
В некоторых источниках ошибочно указывается, что в первом мультфильме звучала также «Песенка Чебурашки» (Я был когда-то странной игрушкой безымянной…) на стихи Эдуарда Успенского в исполнении Клары Румяновой, хотя на самом деле она использовалась в аудиоспектакле «Чебурашка» 1975 года.
Критика в советской прессе
Несмотря на декларированный в СССР курс на бесклассовое общество и дружбу народов, Чебурашку в советской прессе критиковали за «безродность». Вот, например, что писал в «Литературной газете» писатель-почвенник Николай Мышовец в 1981 году:
«Одинокие, безродные, как бы они сами ни старались скрыть свою беду за весельем и беззаботностью, всегда вызывали сочувствие и жалость. Чебурашку, как и некоторых других героев современной детской литературы, жалко еще и потому, что при рождении своем они были обделены сердечным теплом и подлинной любовью автора».
Однако подобные дискуссии только положительно влияли на популярность Чебурашки, так как закрепляли за ним статус культового персонажа советской литературы и мультипликации.
Герой анекдотов
Дальнейшая судьба героев мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» связана с городским фольклором, когда в семидесятые годы возникают анекдоты об аполитичных и деидеологизированных существах из популярных детских мультфильмов.
Культурологи спорят о причинах такого процесса до сих пор и не могут дать однозначный ответ на вопрос «почему одни мультфильмы никак не отразились в анекдотах, о большинстве других напоминают лишь отдельные тексты, а вокруг других образуются целые анекдотические циклы?» (читайте также: Антирейтинг: четыре самых вредных мультфильма — их нельзя показывать детям)
Историк культуры Елеазар Моисеевич Мелетинский отметил, что народные анекдоты «создаются вокруг оси глупость-ум». К слову, анекдотов об умственных способностях Крокодила Гены и Чебурашки больше, чем каких-либо других. Однако во многих текстах Чебурашка выступает уже не в качестве глупца, а берет на себя роль шекспировского шута.
Анекдотичный образ Чебурашки — одно из ярчайших явлений городского фольклора не только советского периода, но и постсоветского. Благодаря исчезнувшей в 90-е годы цензуре и развитию интернета этот образ приобрел маргинальные черты, однако у большинства Чебурашка ассоциируется, прежде всего, с чем-то добрым, солнечным и уютным.