Каждый родитель желает для своего ребенка всего лучшего, вот только не каждый ребенок этого лучшего способен добиться, и, как считают специалисты, в первую очередь в этом виноваты сами родители. И совсем не те, которые в силу своей занятости или асоциального поведения не занимаются воспитанием детей, а те, которые чрезмерно опекают и контролируют.
Успешный человек, какой он?
Волевой, целеустремленный, с собственным мнением, с сильным и твердым характером.
Он не боится совершать ошибки, устойчив к стрессам, трудностям и неприятностям.
Умеющий принимать поражение, критику и делать правильные выводы.
Ставит цель и идет к ней, несмотря ни на что.
Как думаете, может ли стать таким ребенок, которого все время одергивают родители в его естественном стремлении баловаться, лезть туда, куда не следует, высказывать свое мнение, когда тебя не спрашивают, и топать ножками и кричать всякий раз, когда тебе запрещают то, что ты хочешь? Вряд ли, по одной простой причине: его все детство учат быть удобным для окружающих, приспосабливаться к обстоятельствам, а не менять их в свою пользу, подчиняться и по возможности не высовываться.
Итак, что же следует разрешать делать ребенку, чтобы у него как раз и сформировались лидерские черты характера.
Спорить
Детей нужно учить высказывать свое мнение, но если все детство им буквально затыкать рот: «Молчи, я тебя не спрашиваю», «Будешь говорить, когда я скажу», «Твое мнение никого не интересует», они перестанут сначала его выражать, а потом и иметь.
Ребенок должен спорить, кричать, доказывать, так у него будет формироваться значимость его мыслей, чувств, отношения к тому или иному человеку, действию, событию.
Так что пусть спорит с вами без остановки, а ваша задача — научить конструктивному, интеллигентному спору.
Баловаться
Что такое баловаться? Это проявлять свои эмоции и делать то, что хочется. Причем дети порой даже не знают, что в данный момент они балуются. А родители, как правило, боясь осуждения со стороны окружающих, одергивают их, мешая им реализовывать свои желания. Часто дети в день по сотне раз слышат «Прекрати», «Не позорь меня», «Ты плохо себя ведешь» на естественные проявления у ребенка любопытства и интереса. Не идите на поводу у правил, дайте ребенку возможность развиваться в своем ритме и согласно своему темпераменту.
Нарушать правила
Если строго придерживаться запретов и выполнять все четко по инструкции, не появится ничего нового, не будет открытий, изобретений, не будет никакого интереса познания, потому что все уже сделали до вас и вам предлагают всего лишь этим пользоваться.
Попросите ребенка предложить другой способ привычного, знакомого ему процесса и поддержите его в этом эксперименте.
Психотерапевт в области детской психологии
Жить надо просто и с удовольствием!
— Каждый ребенок уникален и заслуживает уважения. Он не должен быть полностью подчинен взрослым, у него есть свои права, свои достоинства. Дети способны к глубоким эмоциональным переживаниям, и любой ребенок хочет быть ценным и значимым. Однако большинство родителей действует с позиции «я лучше знаю, что нужно моему ребенку». Но это не так, потому что мы не можем чувствовать, думать за наших детей и, соответственно, мы не можем делать за них.
Природой в ребенке заложена здоровая тенденция к росту и развитию, и нужно просто создать полноценную среду для нормального взросления и не контролировать его, а научить действовать правильно. Дети способны самостоятельно преодолевать сложности и трудности в своей жизни.
Если постоянно навязывать свое мнение ребенку, заставлять его делать то, что вы считаете нужным, он может начать сопротивляться и защищаться, и тогда во взаимоотношениях «родитель — ребенок» будет слишком много борьбы. А борьба — это деструктивное поведение, она не приведет ни к чему хорошему. Подобные отношения есть там, где родители не слышат и не понимают потребности ребенка. Нельзя давить на ребенка и говорить, что надо только так и не иначе, что только ваше мнение является правильным и по-другому нельзя.
Взаимодействие родителей и детей можно сравнить с властью, то есть родители обладают безграничной властью над детьми, они устанавливают какие-то нормы и правила в семье, и ребенок может реагировать на них тремя способами: подчинение, сотрудничество, лидерство.
Соответственно, чем более непослушен ребенок, тем больше возможностей у него для проявления лидерских качеств.
Во взрослой жизни, скорее всего, вашему ребенку будет легко, если он…
умеет отстаивать свое мнение;
добивается желаемого;
не стесняется выражать свои эмоции;
требует, чтобы его слушали;
выполняли какие-то его желания;
он не всегда подчиняется;
не признает общепринятых авторитетов;
остается самим собой в различных ситуациях;
не обращает внимание на установки, на устаревшие правила.