Миа Васиковска
Содержание сказки про Алису знает практически каждый. По сюжету Льюиса Кэрролла девочка сквозь кроличью нору попадает в воображаемую страну чудес, где встречает множество необычных персонажей. Только на деле у каждого из них есть свой реальный прототип, как и у самой Алисы.
Оказывается, девочкой, которая вдохновила автора на написание книги, стала 10-летняя дочь его коллеги — Алиса Лидделл. Она была наследницей декана колледжа Крайст-Черч в Оксфорде, где, кстати, преподавал математику сам Льюис Кэрролл. А зовут его, к слову, вовсе не так. На деле Кэрролл — это псевдоним. Настоящее имя и фамилия писателя — Чарльз Доджсон. Но это далеко не все тайны, связанные с этим произведением.
Необычные прототипы
Как мы уже выяснили, прототипом Алисы была обычная 10-летняя девочка. Но это далеко не все. Так, в сказке появился и образ самого автора. Это дронт по кличке Додо. С помощью него Льюис хотел высмеять свой собственный недостаток.
Известно, что в жизни Кэрролл, который на самом деле носил фамилию Доджсон, заикался. Это даже помешало в свое время пойти ему по стопам отца, работавшего священником. Даже свою фамилию автор произносил До-до-доджсон. Отсюда в сказке появилась птица с такой кличкой.
Если вернуться к прототипам, то и для сестер 10-летней Алисы Лидделл нашлись свои герои. Это попугай Лори и орленок Эд.
Однако самым важным прототипом был образ английской королевы Виктории. Говорили, что к ней в реальной жизни автор не питал любви. Потому в сказке она предстала в виде не самой добрейшей Красной Королевы. А представители английской знати того времени превратились в игральные карты.
Психологический смысл сказки
Многие эксперты пытались рассуждать о скрытых смыслах в сказке Кэрролла. Однако большинство уверено в том, что она явно имеет психологический подтекст. Постоянные трансформации тела Алисы — из маленькой в большую — олицетворяют переходный подростковый период. Тот самый, когда ребенок взрослеет и меняется.
Это заметно и с психологической точки зрения. Алиса, блуждая по стране чудес, словно находится в поиске себя, испытывая экзистенциальный кризис. Ее эмоциональную нестабильность отражает то, как девочка по сюжету чуть не затопила слезами свой воображаемый мир. Это тоже характерно для подросткового возраста.
Автор не обошел вниманием и еще одну важную параллель. Так, конфликты Алисы в произведении с представителями власти (королевой и ее свитой) — прообраз ссор подростков в период взросления со своими собственными родителями (читайте также: Тест: выберите персонажа из сказки Шарля Перро, а мы назовем ваше психическое расстройство).
Джонни Депп, Миа Васиковска, Энн Хэтэуэй
Произведение по Фрейду
Когда учение Фрейда стало популярно во всем мире, оказалось, что безобидная сказка об Алисе в стране чудес переполнена двусмысленностями. А еще — чуть ли не каждый персонаж сказки имеет психические отклонения. Так, по наиболее популярной версии, сама Алиса больна шизофренией. Тогда становится понятно, почему такая необычная страна чудес становится плодом ее воображения.
Белый кролик имеет тревожное расстройство личности, ведь он постоянно куда-то спешит и опаздывает, в итоге ничего не успевая. У Забавной Сони наблюдается нарколепсия, из-за которой она не может перебороть свою тягу ко сну. А Красная Королева страдает паранойей, поскольку ей постоянно кажется, что вокруг нее плетут интриги и строят заговоры.
Безумный Шляпник же и вовсе мучается от биполярного расстройства, ведь его перепады настроения сменяются от глубокой депрессии до безудержного веселья.
Анализируя все это, сказка становится не такой уж и радужной, не правда ли? (читайте также: «Красавица и чудовище»: сказка, реальная история которой не может не поражать)
Все не то, чем кажется
Особый смысл автор произведения вкладывает и в слова персонажей. Он пытается доказать читателям, что все зависит от контекста. Иногда речь героев может иметь вовсе не тот смысл, который изначально можно вложить. Потому диалоги между персонажами порой и кажутся такими до боли странными.
Ярче всего это иллюстрирует ситуация, когда Алиса просит героев провести с ней весело время. В ответ она слышит нечто подобное: «Провести время?! Ишь чего захотела! Время не проведешь! Да и не любит он этого! Ты бы лучше постаралась с ним подружиться — вот тогда бы твое дело было…»