Оранжевая зелень, оранжевый верблюд
Бытует мнение, что у спокойных, уравновешенных детей в рисунках преобладают «хорошие» цвета – зеленый, голубой, розовый, желтый, оранжевый и синий. А вот если доминируют темные, мрачные оттенки, тогда ребенка что-то тревожит или угнетает.
Однако не все так однозначно. В раннем возрасте, начиная с 2 лет, дети только приступают к освоению цвета, им интересны все краски в коробке. Поэтому зачастую, проводя свои эксперименты, ребенок может увлечься и наложить на лист несколько слоев краски, что в итоге станет «грязью». Не спешите бить тревогу, посмотрите за реакцией малыша: он может быть вполне доволен тем, что у него получилось. К тому же часто дети выбирают черный или фиолетовый цвет только потому, что они яркие, насыщенные и хорошо закрашивают белую бумагу.
К 3 годам ребенок начинает осознанно подбирать цвета для своих рисунков. Предложите ему наборы карандашей или красок с множеством оттенков, чтобы было из чего выбрать. У каждого малыша есть свои любимые цвета. Но чаще подвижные дети выбирают яркие краски – малиновый, например, тогда как спокойные, тихие дети предпочтут более темные и бледные оттенки.
Если красный не является любимым цветом вашего малыша, но он упорно выбирает его и закрашивает большие участки, это может свидетельствовать об эмоциональной перегрузке или даже об агрессии. Нередко дети выделяют красным цветом какую-то деталь рисунка, которую хотят подчеркнуть. Частое присутствие фиолетового в рисунках ребенка говорит о каком-то напряжении, и родителям стоит обратить на это внимание.
А кто у нас главный?
Лист бумаги для ребенка – это его представление об окружающем мире. К 4 годам дети более или менее умеют предметно выражаться в своих рисунках. И по изображению можно судить о привязанностях малыша, его ощущению себя в этом мире.
Часто дети стараются занять рисунком как можно больше площади листа. Это хорошо, это значит, что ребенку комфортно, он чувствует себя центром того, что его окружает. Если же детали рисунка мелкие, занимают место где-нибудь в углу или в самом низу, это говорит о заниженной самооценке либо о том, что ребенок чувствует себя слабым.
Больше размером изображаются, как правило, люди, имеющие в жизни малыша наиболее важное значение, обладающие авторитетом. И не только люди. Любой предмет на рисунке, выделенный своими габаритами, свидетельствует о своей значимости. Неплохой, кстати, тест: попросите свое чадо нарисовать обычный день вашей семьи, и увидите, над чем стоит поработать.
Хорошо, когда члены семьи на рисунке держатся за руки. Отдельно стоящие или совсем отсутствующие персонажи – это те, с кем у малыша не складываются комфортные отношения. Наиболее близких и любимых людей ребенок рисует таким же цветом, как и себя, добавляет им деталей – например, украшений в одежде. Иногда дети рисуют вымышленных членов семьи или домашних животных, которых на самом деле нет, – это знак, говорящий о скрытых желаниях вашего ребенка. Обратите внимание на предметы, которые разделяют членов семьи. По мнению ребенка, это то, что мешает вам сблизиться.
Если же самого ребенка на рисунке нет, это свидетельство того, что малыш стремится отгородиться от своей семьи, жить по-своему или же испытывает трудности с самовыражением, чувствуя себя лишним.
Читаем лица
Большая голова рисуется самому умному члену семьи. Маленький рот — тому, кто не имеет в доме права голоса. Подчеркнутый, выделенный ярким цветом рот не обязательно украшает персонажа, который много и громко говорит, это может обозначать, что человек часто делает колкие, обидные замечания. А тот, кто обычно ругает ребенка, может быть нарисован вообще безо рта. Вообще, дети рано учатся с помощью линии губ изображать эмоции, так что здесь выводы сделать довольно просто по тому лишь, улыбается персонаж, грустит (уголки губ опущены) или сердится (ровная линия рта).
Отдельного внимания заслуживают глаза персонажей рисунка. Тревогу вызывают слишком большие глаза, будто расширенные. Те персонажи, которым ребенок такие рисует, нуждаются в помощи и поддержке. И наоборот, маленькие глазки, обозначенные точками, – у лиц, которые не в состоянии просить помощи, не могут показывать свои чувства.
А вот уши часто игнорируются детьми, поэтому до поры до времени не имеет большого значения их наличие и размер. Тем не менее, если большинство людей на рисунке с ушами, а один нет, значит, этот один никого не слушает, не воспринимает критику.
Шея — довольно сложная деталь, дети не сразу добавляют ее героям своих рисунков. Наличие шеи говорит о способности контролировать свои эмоции. Чем лучше эта способность, тем шея короче, самих себя и других сверстников дети, как правило, рисуют с длинной шеей.
Очень многое могут сказать руки нарисованных членов семьи, поскольку с их помощью выражается взаимодействие друг с другом. Если все держатся за руки, значит, в семье полная гармония. Большими руками с множеством пальцев наделяются самые сильные люди. Маленькие руки или их полное отсутствие («ручки спрятались») – символ слабости. С такими руками рисуют себя необщительные дети. А вот поза персонажа с поднятыми руками считается не очень хорошей и даже агрессивной. Если ребенок так изобразил себя, он хочет, чтобы его боялись.
Ноги — это опора. Чем больше на рисунке площадь соприкосновения ног с твердой поверхностью, тем увереннее персонаж себя чувствует.
Нарисовать свой страх
Рисовать для ребенка – так же естественно, как есть и пить. У детей нет сомнений в том, что они рисуют, и как у них это получается. Взрослый увидит нечто бесформенное, ребенок же будет доказывать, что это букет цветов или машина.
Поскольку рисунки выражают эмоции, дети часто рисуют то, что их пугает, и выделяют эти сюжеты более сильным контуром, штриховкой, закрашивают темным цветом. Обратите внимание на такие рисунки и помогите малышу справиться со своим страхом. Это прекрасно можно сделать здесь же, на бумаге. Жуткого бабайку легко можно «посадить за решетку» или спрятать за высокой стеной, плачущему ребенку – дать в руки конфету или мячик. Увидите, после такой терапии появится улыбка уже на лице вашего крохи.
Поощряйте рисование, хвалите своего малыша за рисунки, можете даже устраивать выставки его работ. Так ребенок будет видеть, что его труд важен для вас. Предлагайте разные материалы для рисования – мелки, карандаши, краски, фломастеры.
Но только не заставляйте его. Истинные эмоции выплескиваются исключительно добровольно. И не стоит ограничивать выбором цвета и формы. Это взрослые думают, что цветы не могут быть коричневыми, а ног у кошки – четыре. На детском рисунке все может быть, если дать ребенку возможность экспериментировать. И даже если маленький художник злится, предложите ему нарисовать, как он злится. Чистый лист бумаги – то поле, где малыш будет тренироваться быть самостоятельным и независимым. Пусть он получит эту возможность, чтобы и в жизни потом не бояться принимать ответственные решения.