Вполне вероятно, что вы и ваши дети часто использовали рисование для работы со своими внутренними состояниями, просто не замечали этого. В детском возрасте многие создавали замысловатые рисунки, когда становилось скучно на уроках, а повзрослев — рисовали узоры в блокноте во время напряженного разговора по телефону. Потребность рисовать во время напряжения, в момент захвата негативными состояниями — это наша бессознательная защитная реакция, чтобы помочь себе в сложные моменты.
Исследования показывают, что создание определенных узоров, содержащих в себе округлые, плавные элементы может на самом деле уменьшить беспокойство и напряжение, а также привести нас в медитативное состояние.
Нейрографика — это графический метод работы со своими внутренними состояниями на языке, понятном нашему бессознательному, языке символов. Она включает в себя такие графические элементы, как круги и плавные линии — основные структуры, которые встречаются в природе, биологии, геологии, химии, физике и астрономии. Например, форма любой клетки — плавная, округлая, не имеющая строго прямых линий и углов. Природные формы уже сами по себе приводят нас в спокойное медитативное состояние.
Что нужно делать?
Освоить метод может любой, кто способен держать в руках маркер, в любом возрасте, для этого не нужно уметь рисовать. Научив своего ребенка создавать нейрографический рисунок, вы даете ему инструмент для работы со своими внутренними состояниями, а также пространство для собственного творческого самовыражения и развития.
Используя нейрографические рисунки, дети учатся работать с собственной тревогой, свободно выражая себя через рисунок, а также развивают творческие способности. Освоив нейрографический инструмент вместе с вами, малыш в дальнейшем может обращаться к этому методу самостоятельно в любой момент, когда это необходимо.
Нейрографику хорошо использовать в моменты, когда вы наблюдаете у ребенка напряжение — например, в момент ожидания в очереди на прием к врачу, во время полета в самолете или поездки в общественном транспорте.
Наиболее значительным эффектом от нейрографики является снижение стресса и беспокойства. Рисование также может усилить индивидуализацию и способствовать самопознанию.
Творческий процесс — это путь к медиации и центрированию себя. Как и в большинстве случаев арт-терапии, важен здесь не конечный, а сам процесс создания, сам путь.
Что необходимо для создания нейрографического рисунка
Если вы хотите научить своего ребенка создавать нейрографический рисунок, то все, что вам нужно, это бумага и то, чем ребенку нравится рисовать — как правило, при создании нейрографического рисунка используются маркеры, но также можно подключить цветные карандаши, масляную пастель или мелки. Размер бумаги неважен — это может быть и лист из альбома по рисованию и листок бумаги размера А5.
Знакомство с позитивными эмоциями и чувствами через инфографический рисунок
Добавьте элемент сказки и волшебства. Можете создать какую-то историю — вы отправляетесь в страну, где живут хорошие эмоции. А отправитесь с помощью бумаги и волшебных палочек — маркеров и карандашей.
Создание волшебных линий. По очереди называйте разные позитивные эмоции — такие как радость, надежда, вера, любовь, оптимизм и т.д. Можете взять 3-4 эмоции.
Начните с того, чтобы объяснить эмоцию или чувство ребенку. Например, радость — это позитивная эмоция, знакомая всем. Мы ее испытываем, когда видим дорогого друга, или, когда все вместе гуляем в парке, когда играем вместе. Когда мы радуемся, то на лице появляется улыбка. Давай нарисуем эту эмоцию в виде плавной линии, как будто змейка радости пробежала по бумаге.
Далее следующая эмоция, например, восхищение. Восхищение — это когда мы встречаемся с чем-то прекрасным, уникальным, редким. Например, очень красивая картина или очень интересный человек.
Превращаем углы в улыбки. Там, где на месте пересечений плавных линий образовались острые углы — начинаем смягчать, скруглять, превращая их в мягкие улыбки. Можем проговаривать ребенку, что позитивные эмоции дарят нам улыбки, поэтому мы наполняем улыбками рисунок. Когда на рисунке углов и острых линий не останется, можно переходить к следующему шагу.
Раскрашиваем. Ребенок выбирает цвета на каждую эмоцию, с которой сегодня познакомился. Какой цвет хочется добавить в рисунок для радости? А какой для благодарности? А какой для восхищения? Когда ребенок будет доволен результатом, переходите к завершающему шагу.
Завершение рисунка. Снова предлагаете ребенку посмотреть на рисунок с разных сторон и поискать какие-то образы — животные, облака, деревья, — все, что ребенок увидит. Можете спросить у него, как эти образы связаны с эмоциями, в страну которых вы сегодня совершили путешествие. Например, ребенок увидел котенка — мы радуемся, когда видим котенка. Или ребенок увидел цветок — мы испытываем благодарность, когда нам дарят цветы.
Нейрографика — простой и доступный способ работы со своими внутренними состояниями, освобождение от стресса и приведения себя в ресурс. Чем раньше ваш ребенок познакомиться с инструментами работы с собой, тем выше будет его эмоциональный интеллект, тем легче ему будет выражать себя и раскрывать себя творчески и тем быстрее он будет развиваться во всех областях своей жизни.