Эксперимент, о котором пойдет ниже речь, трудно назвать научным. Скорее всего, если говорить честно, он напоминал опыты с домашними свинками в какой-нибудь лаборатории. Только на сей раз благодатным материалом для «гениальных исследований» были выбраны дети.
Вот они-то, по мнению обычного логопеда Уэнделла Джонсона, и должны были прославить его имя. Впрочем, у американца найдутся защитники, которые с пеной у рта будут доказывать, что Джонсон преследовал благородные цели — вылечить заикание у детей. Однако большинство здравомыслящих людей из числа ученых назовут опыты логопеда «Чудовищным экспериментом».
В основе эксперимента стала детская травма самого доктора Уэнделла Джонсона. Для пятилетнего мальчика, наверное, это было личной драмой, когда его учитель, исходя из глубоких «научных соображений», с гордостью сообщил его родителям, что ребенок слегка заикается. Хотя до этого Уэнделл говорил нормально. Сигнала педагога хватило для того, чтобы родители забили тревогу. Видимо, с перепугу маленький Джонсон стал заикаться еще больше. И теперь уже никакая специальная терапия с ее чудодейственными методами не могла избавить Уэнделла от дефекта речи. После окончания школы он поступает в Университет Айовы, который был известен тем, что считался одним из ведущих центров изучения речевой патологии. Возможно, оно так и было, но настораживали порой странные способы исследований: к примеру, как испуг влияет на заикание. Во время разговора с очередной «жертвой» эксперимента кто-нибудь из студентов якобы нечаянно выстреливал над его ухом из пистолета. Реакция оглушенного и напуганного сотоварища тут же записывалась в блокноты. Благо, что проведенный опыт не заканчивался разрывом сердца у испытуемого.
Именно в такой научной среде и вырос будущий ученый-логопед Уэнделл Джонсон, вознамерившийся навсегда излечить заикание у детей. И уже тогда изобрел своеобразную методику, которая легла в основу его эксперимента. По сути дела, он бросил вызов тем, кто обоснованно полагал, что причина заикания заключается в физиологии и наследственности человека. В 1938 году Уэндэлл Джонсон наконец-таки отважится на свой эксперимент и в качестве соавтора пригласит на работу в намеченном исследовании молоденькую аспирантку клинической психологии Мэри Тюдор. Детский дом в Девенпорте, с которым Университет Айовы давно сотрудничал, стал местом проведения «Чудовищного эксперимента».
Мэри по совету Джонсона отобрала детей в возрасте от 5 до 15 лет. Все они были сиротами и никому из них, посчитав это правильным, не разъяснили, в чем заключается суть исследования. Участников эксперимента разбили на две группы — по 11 ребят в каждой. Работа с детьми, которые, следует сказать, не все имели проблемы с речью, продлилась пять месяцев — с января по май 1939 года. Аспирантка Мэри Тюдор, вдохновленная идеями ученого-логопеда Джонсона, трудилась не покладая рук. Например, в одной группе, беседуя с каждым ребенком почти по часу, она была образом неиссякаемого жизненного оптимизма. Не жалея красок Мэри говорила о том, что ребята успешно преодолевают все трудности, их речь становится внятной, содержательной. А в другой группе аспирантка неожиданно преображалась и, грубо говоря, капала на мозги детям. По ее словам, выходило что, сотрудники приюта даже раздражены ребятами, которые не пытаются исправить дефекты речи. И, мол, дети должны проявить характер, чтобы исправить положение!
«Перекрестный» эксперимент шел своим ходом, Уэнделл Джонсон был доволен и бойко заносил его результаты в журнал, грезя будущим научным открытием. И тут случилось событие, в миг разрушившее далеко идущие планы. Любимая фраза Мэри Тюдор «не разговаривай, если не можешь сделать это нормально», видимо, так впилась в сердца и головы впечатлительных детей, что пятеро из них, имеющих речь внятную и отчетливую, стали заикаться. Ни Джонсона, ни Тюдор не встревожили уже первые занятия с испытуемыми сиротами.
Дети, получившие нелестную оценку, замыкались в себе, становились застенчивыми и необщительными. По ходу эксперимента работать с ребятами из проблемной группы (так назвали ее ради научного исследования) превратилось для Мэри Тюдор в настоящую пытку. На ее глазах дети будто сбивались в кучку неких изгоев, не отвечающих в школе на вопросы учителей. Если же ребенок начинал говорить, то с плохо скрываемым волнением, постоянно сбиваясь. Даже начинающий психолог мог теперь воочию убедиться, что дети морально сломлены, подавлены экспериментом.
Мэри Тюдор пришлось признать свою ошибку: научные исследования ее патрона Уэнделла Джонсона превратились в унижения подопечных сирот. К сожалению, Мэри, несмотря на все усилия, не удалось исправить ситуацию и с помощью дополнительных занятий. Однако она успела дать туманную формулировку проводимой работе в письме, отправленному Джонсону. Дескать, эксперимент «произвел на детей сильное впечатление».
Проваленное с треском научное исследование ученого-логопеда Уэнделла Джонсона ничуть не повлияло на его репутацию: он по-прежнему считался до конца дней своих ведущим специалистом в области патологии речи. По непонятной причине результаты эксперимента так и не были опубликованы. Они появятся на страницах американских газет в 2001 году и вызовут возмущение не только в научном мире, но и среди простых людей. Масло в огонь подольет также давнее письмо Мэри Тюдор, в котором она просит прощение у детей, подвергшимся жестоким испытаниям. Эксперимент Уэнделла Джонсона назовут «Чудовищным». Университет Айовы выплатит компенсацию в 1млн. долларов трем пострадавшим участникам исследования и принесет извинения, которые будут опубликованы. «Чудовищный эксперимент» еще раз продемонстрировал, как преступно и жестоко использовать детей в качестве «научного пластилина», прикрываясь благородными намерениями. Грустно и печально, но наши взрослые изыски изменить хрупкий и беззащитный мир ребенка по своей угоде — всегда заканчиваются трагедиями для последнего.