Обучение условно можно разбить на периоды, ведь малышу, который едва начал ходить в детский сад, бесполезно объяснять, что такое кредит и счет в банке. Не следует превращать процесс в регулярные занятия, напоминающие уроки математики. Играйте, приводите примеры из жизни.
5–6 лет
В этом возрасте малыш в состоянии понять, что деньги не растут на деревьях. Рассказывайте, что ходите на работу и получаете зарплату. Покажите наличные купюры, объясните, что они имеют разное достоинство. Допустим, пятидесятирублевая банкнота позволит купить хлеб, а тысячная потребуется для покупки нескольких продуктов. Чтобы закрепить знания, поиграйте в магазин. Соберите несколько вещей на импровизированном прилавке, чтобы не давать в руки малышу настоящие купюры (они грязные), распечатайте копии на принтере. Пусть ребенок совершает покупки.
Вспоминайте сказки, в которых упомянуты деньги. Например, ««Муха-цокотуха», «Буратино», «Дюймовочка». Предлагайте малышу описать действия героев, касающиеся денег.
7–9 лет
Подарите школьнику копилку, пусть откроет наличный «счет». Объясните, что купюры не надо тратить сразу. Предложите придумать цель, которая требует немалых финансовых затрат, например покупка велосипеда. Пусть складывает в копилку монетки и банкноты, подаренные на день рождения или полученные в качестве поощрения. Но не платите за хорошую успеваемость или выполнение домашних обязанностей.
Используйте «премию», чтобы подчеркнуть особые достижения, например спортивные победы. В противном случае ребенок начнет требовать плату за каждый свой шаг. Не призывайте школьника складывать в копилку все карманные деньги, ему ведь нужны и средства на повседневные траты. Установите «прожиточный минимум». Иначе бережливость способна перерасти в жадность.
10–12 лет
Объясняйте, как складывается семейный бюджет, что все доходы вы делите на обязательные и, как правило, фиксированные (счета за квартиру, расходы на проезд в транспорте) и на переменные (покупка продуктов, одежды), траты на развлечения. Расскажите, как планировать бюджет, что расходы не могут превышать доходы.
13–16 лет
Откройте детскую банковскую карту. Она привязана к родительскому счету, поэтому контролировать движение средств будет несложно. Познакомьте ребенка с понятием «кешбэк», объясните, в чем выгода. Расскажите, что цены в магазинах разные, это касается даже продуктов. Информация поможет избегать спонтанных покупок. Если что-то необходимо приобрести, стоит изучить предложения нескольких продавцов.
17–18 лет
Данный период — ступенька во взрослую жизнь. Предложите подростку устроиться на работу, хотя бы временную. Возьмите вопрос на контроль, расскажите о трудовом договоре, что в нем должно быть указано. Сообщите приметы финансовых пирамид и лжеработодателей. Предложите ребенку поставить цель, на которую он потратит основную часть денег. Можно открыть накопительный счет, объяснив, как выбрать выгодное банковское предложение.
Аналитик компании «Финам»
Есть направление, к которому детей в возрасте 17–18 лет уже можно приучать, — рассказывает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Это накопление резервов на непредвиденные траты (подростку следует разъяснить, что в жизни возникают сложные ситуации). Наличие финансовых резервов позволяет обезопасить себя от последствий неприятных событий.
Второе, по сути, входящее в этот же раздел, относится к началу накопления денежных средств на обеспечение собственной старости (и, конечно, старости своих близких). Подростки не склонны задумываться, что они когда-то постареют и могут столкнуться с падением доходов. Тут пример старших родственников может оказаться весьма кстати.
Во многих странах существует практика, когда буквально с первого дня своего трудового стажа человек начинает откладывать средства на пенсионное обеспечение. И не только посредством отчислений в государственный пенсионный фонд, что делается работодателем автоматически, но и за счет альтернативных накоплений. Будь то вложения в независимые пенсионные фонды (хотя сейчас эта форма в России находится в стадии становления и вызывает много вопросов), в фонды коллективного инвестирования, в покупку долгосрочных, но высоконадежных ценных бумаг.
Пусть эти знания пригодятся ребенку чуть позже, когда он начнет работать. Но понимание механизмов системы финансового обеспечения в старости и готовность уделять этому внимание важны.