Термин «поколение альфа» ввел австралийский исследователь Марк Маккриндл для обозначения детей, родившихся после 2010 года. Так как старшим представителям этого поколения пока не больше 11 лет, дать им точный социопсихологический портрет пока невозможно. Но можно выделить характерные поведенческие паттерны и особенности восприятия окружающего мира.
методист онлайн-платформы для изучения английского языка Novakid
«Альф» принято называть «поколением стекла»: смартфоны и планшеты заменили им кукол и плюшевых мишек. Серфить в интернете и самостоятельно искать мультики на YouTube они умеют задолго до того, как выучат алфавит. Даже у малышей есть свои странички в социальных сетях, они снимают видео, играют в онлайн-игры: ежедневно их мозг принимает и обрабатывает невероятное количество новой информации. Проверять ленту в TikTok, постить сториз и одновременно делать уроки — современное поколение быстро овладевают навыком мультизадачности. Но обратной стороной этой «суперсилы» становятся трудности с концентрацией и некоторые другие проблемы.
руководитель психолого-логопедической службы начальной Ломоносовской школы
Особенности «альф»
Дети привыкли потреблять цифровой контент в виде коротких видео и лучше воспринимают информацию с помощью картинки, длинные тексты даются им труднее. Информация должна быть легкодоступной — как пролистывание ленты в соцсетях.
В целом по сравнению с поколением Z у «альфа» сильнее страдает концентрация внимания, им сложно сфокусироваться на чем-то надолго. И в этом большая проблема для педагогов, которым необходимо в течение 45 минут школьного урока вовлекать учеников в активную деятельность.
Дети поколения «альфа» часто не видят смысла в заучивании и запоминании, ведь все можно найти в интернете.
Им непросто дается монотонная деятельность, хочется побыстрее переключиться на что-то интересное и развлекательное.
На первый план у детей-«альфа» выходит персонализация — они живут в мире, где все можно настроить под себя и свои желания. И от школы ждут того же. Им нужно, чтобы с их мнением как минимум считались.
Прежние шаблоны не работают, сейчас учителям важно учитывать особенности каждого ребенка.
Какой к ним нужен подход
Анна Куприкова: »Современным детям нужны новые принципы обучения, такие как active-learning, то есть обучение, которое вовлекает ребенка в проекты, исследования, наблюдения, конструирование. Но важно комбинировать их с классическими приемами. Увлекаясь только новыми мультимедийными формами, мы можем потерять связность, плавность и полноту материала. Опираясь лишь на яркие картинки, зрительные эффекты, невозможно передать красоту языка, содержание и смысл литературных произведений. Ребенок не сможет понять смысл поступков людей, оттенки настроений героев, а значит, и своих. Ребенка необходимо учить думать о том, что он видит, читает, слушает».
Эми Кролевецкая: «Оптимальная продолжительность занятия для современного ребенка — не более 25–30 минут. Длительные уроки непродуктивны: через какое-то время ученик все равно теряет интерес и концентрацию. При этом важно понимать, что сам по себе правильный хронометраж занятия не поможет, если у ребенка не будет достаточной мотивации. Чтобы сохранить заинтересованность и внимание ребенка, программа урока должна включать несколько видов активностей. Например, интерактивные упражнения, просмотр обучающих видео или прослушивание аудиоматериалов. Важно учитывать, что у поколения „альфа“ на первый план вышло визуально-образное восприятие информации. Обучение через игру еще никогда не было настолько продуктивным. Квесты, викторины, задания с элементами дополненной реальности помогают детям сохранять более высокую мотивацию и лучше усваивать новые знания».
Есть мнение
академический директор онлайн-школы для детей Skysmart, нейропсихолог, кандидат философских наук
Для учеников поколения «альфа» учеба должна быть в кайф, иначе они теряют мотивацию. Им интересно учиться не ради какого-то эфемерного будущего, а ради более краткосрочной цели. У них задача — получать информацию, которую они могут использовать здесь и сейчас. Например, выучить английский, чтобы понимать и переводить клипы любимого певца или блогера. Поэтому многие дети сейчас не хотят ходить в обычную школу с ее традиционными методами педагогики, не хотят учить скучный контент, а просят родителей перевести их на дистанционное обучение, экстернат, онлайн.
Есть ли разница между Generation Z и «альфа»? Зумеры рождены в век максимального потребления. Им хочется получать все больше и больше. Они не вылезают из компьютерных игр. С моей точки зрения, у «альфа» уже появится культура потребления цифрового контента. Это примерно так, как было в 90-е: появились заморские сладости, изобилие на прилавках, и дети ели, ели и ели. А следующее поколение, рожденное в нулевых, отказывается от глютена и сахара, сидит на ПП и придерживается ЗОЖа. Они озабочены проблемами органической еды и экологии: экономят электроэнергию и сортируют мусор. То есть вряд ли после увлеченных компьютерными играми зумеров следующее поколение еще больше погрузится в виртуальный мир, и мы просто перейдем в «Черное зеркало». Скорее всего, интерес к цифровым технологиям примет более спокойные формы.
Но, конечно же, не все «альфа» одинаковые. Менталитет разный, и культурный код тоже надо учитывать. Например, в Китае есть такой тренд в образовании: каждый раз урок английского проводит новый преподаватель, чтобы дети разговаривали с разными людьми, учились разбирать акценты, манеру и т.д., который мы тоже пытались использовать, но не вышло. Когда мы у себя попробовали повторить методику, это ни детям, ни родителям не понравилось. Наши дети привыкают к одному человеку и его манере обучения и предпочитают долго с ним не расставаться.