Кощей — главный антагонист сказок, которых нам читали в детстве. Он бросает вызов главному герою, пытается жениться на царевне, а смерть его таится на конце иглы. Она в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и дальше вы уже знаете.
Многие эксперты в области фольклора спорят о том, откуда взялся образ кощея, почему его представляют костлявым и причем тут загробный мир. Во всех этих деталях решили разобраться и мы.
Пакостник или костлявый человек
Первое, что вызывает сомнение, это написание имени сказочного персонажа. Если мы зовем его Кощеем (как и принято), то такое прозвище происходит от слова «кости». Именно в образе костлявого человека его и представляют в русских народных сказках. Но так было принято и раньше.
Однако не во всех сказках говорится о худобе Кощея. К примеру, в произведении о Марье Моревне он вообще предстает в образе воина и о «костлявости» нет и речи.
Некоторые эксперты утверждают, что стоит писать Кощея через букву «а», и тогда он превратится в Кащея. В этом случае этимология Рено будет связана со словом «касть», которое родственно с «пакостью». И здесь уже упор не на телосложение, а на характер персонажа. Только вот Кощей — вовсе не является пакостником. Да, он злодей, но никогда не действует и исподтишка.
Кощей может быть благородным и отпустить того же Ивана своей дорогой за помощь. А цель у злодея, по мнению многих фольклористов, благая — он просто хочет жениться. Но не знает, как это правильно осуществить. Поэтому держит цариц в плену и пытается добиться их расположения не самым лучшим образом. Но пакостником от этого вовсе не становится.
Самым логичным считается происхождения имени Кощей от тюркского слова «кошчий», что означает — пленник. Так оно и есть, ведь в начале многих сказок персонаж действительно находится в неволе. Подневолен он еще и потому, что уязвим перед человеком, который найдет его иглу, в которой заключена смерть.
Кто же он такой?
Есть мнение о том, что Кощей — прототип древнегреческого Аида. Тот украл Персефону, а Кощей похитил царевну, чтобы жениться на ней. Ну и сам внешний вид Кощея говорит о том, что к загробному миру он действительно относится хоть каким-то образом.
Ряд фольклористов сравнивает Кощея с Самсоном из библейского мифа. Дело в том, что их обоих нельзя убить обычным образом. Как мы помним, сила Самсона была заключена в волосах, а смерть Кощея в игле. Также оба персонажа выбирают себе жен не самым обычным образом. А погибает и тот, и другой из-за своей глупости. Так, Далила умудряется остричь Самсона, а Кощей же случайным образом рассказывает похищенной даме о том, как его на самом деле можно убить.
Существует и языческая версия происхождения Кощея. Считается, что он — младший сын Чернобога, который повелевает мертвыми душами и властвует в загробном мире. Однако он не отнимает жизни, а властвует уже теми, кто туда попал. Опять-таки, видим параллель с Аидом (читайте также: Тест: выберите персонажа из сказки Шарля Перро, а мы назовем ваше психическое расстройство).
Еще в этой версии говорится о том, что Кощей — искусный воин, доспехи которого дают ему практически полную неуязвимость. Также персонаж является одной из ипостасей своего отца, неразрушимой силой, которую невозможно истребить. Именно поэтому ни в одном придании Кощей не побежден.
Как мы видим, персонаж не такой уж и однозначный, каким представляется в сказках. Кто-то отождествляет его с Аидом, кто-то склоняется к языческой версии, а для детей, не вдающихся во все эти подробности, он так и останется злодеем, с которым будет периодически сталкиваться в схватках Иван или другой молодец (читайте также: О чем на самом деле сказка «Алиса в стране чудес» — вы удивитесь).