Первый месяц: что должен уметь ребенок
Пока что кроха обладает не умениями, а рефлексами, которые даны ему от рождения. Они помогают ему питаться, защищают от опасностей этого мира и при этом помогают исследовать его. Можно выделить 10 самых важных из них.
- Сосательный и глотательный рефлексы. Они помогают найти и сосать грудь. Пощекочите носик или подбородок малыша соском, и он повернет голову и откроет ротик. Правда, неделю-две он еще не будет понимать, что делать с грудью, чтобы насытиться. И вам самой придется вкладывать сосок ему в рот. Этот рефлекс исчезает к четырем месяцам.
- Рефлекс кляпа. Он спасает ребенка от опасности подавиться, заставляя его с помощью языка выталкивать любой предмет изо рта. Этот рефлекс остается с нами на всю жизнь, но язык в нем участвует только до 6 месяцев. После этого ребенок сможет научиться глотать твердую пищу.
- Рефлекс отдергивания. Малыш отдергивает ножку или ручку, если их уколоть или причинить боль.
4. Рефлекс затаивания дыхания. Он предохраняет ребенка во время купания: если малыш соскользнет в воду, то на несколько секунд перестанет дышать, чтобы не захлебнуться. Как только вы поднимете его из воды, дыхание возобновится. Этот рефлекс исчезает к трем месяцам. Именно поэтому последователи раннего плавания рекомендуют учить малышей нырять до этого срока – ведь если стимулировать рефлекс затаивания дыхания, он из врожденного превратится в приобретенный.
5. Рефлекс ползания. Если положить малыша на животик и приставить руки к его подошвам, он начнет отталкиваться от них, как бы отползая. Рефлекс исчезнет к третьему месяцу жизни младенца.
6. Рефлекс поддержания правильного положения головы. Он помогает малышу удерживать голову, ноги и туловище в позе, максимально безопасной для дыхания. Например, если положить новорожденного на живот, он повернет головку в сторону, чтобы дышать. А если положить на лежащего на спине ребенка пеленку, он начнет вертеть головой и махать ручками, как бы пытаясь сбросить ее.
7. Хватательный рефлекс. Малыш сжимает кулачки, когда в них попадают предметы, мамины пальцы или волосы. Позже с помощью этого рефлекса он научится хватать игрушки, а потом – совершать более сложные движения. Хватательный рефлекс ослабевает к трем месяцам, а уже к полугоду исчезнет.
8. Рефлекс фехтовальщика. Если у новорожденного, лежащего на спине, повернуть голову вбок, вслед за ней повернутся рука и нога – и малыш принимает так называемую позу фехтовальщика. К трем-четырем месяцам рефлекс исчезает.
9. Рефлексы стопы. Если нажать на стопу малыша у основания пальцев, они сожмутся, а если провести по наружному краю стопы, то распрямятся.
10. Рефлекс хождения. Если новорожденного держать над поверхностью так, чтобы он ножками опирался на нее, он начнет переступать ими – поджимать одну, выпрямлять другую, как бы шагая. Рефлекс исчезнет к третьему месяцу.
Рост и вес: вес – от 2,8 кг до 4 кг, рост – от 46 см до 56 см.
Особенности в этот период: органы чувств малыша еще не развиты, поэтому можно сказать, что он плохо видит, плохо слышит и не координирует свои движения.
У новорожденного может быть сходящееся косоглазие (оно пройдет примерно через два – два с половиной месяца), нистагм (подрагивание глазных яблок). Но к концу месяца, как правило, малыши учатся фиксировать зрение на предмете – чаще всего это мамино лицо. Природой задумано так, чтобы малыш видел именно его во время кормления грудью, поэтому более-менее хорошо новорожденный видит то, что расположено в 20 сантиметрах от него.
Слух у ребенка в первые две недели тоже снижен, поскольку барабанная полость заполнена жидкостью. Но к концу месяца он начинает воспринимать голоса, музыку и отличать мамину и папину речь от других.
В этот период малыш не осознает свое тело как что-то отдельное, для него весь окружающий мир и он сам – едины. Движения его хаотичны. Более того, он не владеет своими ручками и ножками, не понимает, что они принадлежат ему. Именно поэтому новорожденных пеленают, укладывая спать, – малыш может резко махнуть ручкой и сам же испугаться.
Для новорожденного характерен гипертонус мышц: руки его постоянно согнуты в локтях, ноги – в коленях, ручки сжаты в кулачки. У развитого ребенка до месяца это является физиологической нормой.
Как развивать ребенка: в этот период развитие должно быть направлено на улучшение зрения, слуха и мышечного чувства малыша. Первые два органа чувств тренируются с помощью игрушек, третье – массажем и гимнастикой.
1. Игры с погремушками. Можно начать заниматься уже на второй неделе жизни малыша. Лежащему на спине малышу покажите яркую погремушку на расстоянии 40 сантиметров. Затем, встряхивая ею, медленно переместите вправо, затем влево. Приблизьте ее на 20 сантиметров, затем снова отведите. Так ребенок учится фиксировать взгляд и следить за игрушкой. Чем старше малыш, тем дольше может продолжаться игра и тем быстрее и разнообразнее будет ее темп.
Давайте малышу вдоволь насмотреться на ваше лицо – оно для него пока занятнее любой игрушки!
Также с помощью погремушек, бубна или металлофона развивается слух. На расстоянии 30−40 сантиметров от ребенка погремите или постучите ими, но так, чтобы он пока не видел игрушку. Когда после несколько повторений малыш начнет искать глазами источник звука, ему нужно показать погремушку.
Сейчас продается много книжек для новорожденных – большие картинки устанавливаются у стенок кроватки, и ребенок, лежа на боку (это самая лучшая поза для малыша этого возраста!), их рассматривает. Лучше всего, если картинки будут черно-белые – яркие цвета пока пугают малыша. И с большим удовольствием он будет рассматривать ваши с мужем черно-белые фотографии!
2. Гимнастика. Самое эффективное упражнение для малыша в первые месяцы жизни – укладывание на живот на твердую поверхность (например, на пеленальный столик, накрытый простынкой) в позе «лягушки», головка набок. Делать его нужно не менее чем через 30 минут после еды! Во-первых, так идет укрепление мышц живота, а это значит, меньше проблем с животиком – меньше газов, запоров, уменьшение риска пупочной грыжи. Во-вторых, с ножек снимается мышечный тонус. В-третьих, именно в этой позе новорожденные учатся поднимать и держать голову. И наконец, в-четвертых, именно в положении на животе малыш будет позже учиться переворачиваться и ползать.
Лечебный массаж доверьте профессионалам, а вот некоторые упражнения из него можно делать и самим уже на третьей неделе жизни малыша. Начните гимнастику с поглаживаний ручек, ножек, животика (по часовой стрелке), спинки.
1. Стимулируйте рефлексы стопы – нажимайте на стопу у основания пальцев, чтобы они сжались, а затем проведите с нажимом по наружному краю стопы – они раскроются.
2. Положите малыша на спинку, ручки сложите крест-накрест на груди, подтяните согнутые ножки к животу, а головку чуть наклоните к груди. Именно в такой позе малыш все 9 месяцев находился у вас в животе, и она сейчас поможет снять повышенный тонус. Покачайте вперед-назад, упражнение развивает вестибулярный аппарат ребенка.
3. В позе «лягушки» удобно делать еще одно упражнение – ползание. Обхватите голени малыша и прикоснитесь с нажимом к его подошвам. Ребенок рефлекторно разогнет ножки и оттолкнется от ваших рук.
4. На исходе месяца можно аккуратно начинать упражнения на большом надувном мяче. Уложите на него новорожденного в той же позе «лягушки», аккуратно покачайте мяч вперед-назад по кругу.
Комментарий врача
Маму должен насторожить длительный плач ребенка в течение дня – более 30 минут. Она покормила, поменяла подгузник, уложила – малыш не успокаивается. Это может быть проявление неврологии – у новорожденного болит голова. В это же время у ребенка начинаются колики – боли в животе из-за повышенного газообразования. Как не спутать неврологию с коликой? Последняя связана с едой. Мама покормила ребенка – через 30−40 минут возникает колика. А если это неврология, это с едой не связано.
Другие проявления неврологии: во время плача трясется подбородочек. Мраморность кожи – нехорошо, тем более если ребенок чистый, не мерзнет. Еще момент: в норме ребенок должен срыгивать после каждого кормления – и все. Если срыгивает чаще – тоже повод обратиться к врачу.
Также должно насторожить, если к концу первого месяца малыш не следит глазами за погремушкой. В этом случае стоит проверить его зрение.
Основные характеристики Водолей
Второй месяц
Что умеет ребенок: первый – самый сложный – период для мамы и малыша заканчивается. Они почти привыкли друг к другу и изменившемуся вокруг них миру. Ко второму месяцу ребенок уже умеет фиксировать глаза на предмете или лице. Он следит за движущимся предметом и недолго рассматривает неподвижный. Новорожденный научился прислушиваться к звукам. И теперь он выделяет из хаоса окружающего мира знакомое мамино лицо, ее голос и начинает улыбаться ей! Эту осознанную счастливую улыбку вы сразу отличите от той бессознательной блаженной, которая могла мелькать раньше на его сытой мордашке после еды.
В этом месяце ребенок начинает гулить, правда, его первые «агу» – это просто упражнения рта.
В середине и к концу второго месяца большинство детей начинают поднимать и держать головку, лежа на животе, пока еще совсем недолго – на 1–1,5 минуты. Чтобы поддержать малыша, продолжайте делать с ним гимнастику.
Рост и вес: вес – от 3,5 кг до 5 кг, рост – от 51 см до 57 см.
Особенности в этот период: гипертонус понемногу начинает уменьшаться – начинают разжиматься кулачки, легче выпрямляются ножки.
Как развивать ребенка: продолжайте те игры и упражнения, которые делали до этого. И добавьте несколько новых, которые тренируют мышцы шеи и ручки. Не обязательно проделывать все занятия каждый день – можно их чередовать. Обращайте внимание, какие из них ребенку неприятны – если он капризничает, на время отложите их, вернетесь позже.
Также на 2-м месяце жизни хорошо провести первый курс профессионального массажа.
1. Начинайте играть в «Сороку-ворону» – это отличный массаж для ладошек малыша. Поглаживайте сначала одну, потом другую круговыми движениями с нажимом, приговаривая:
Сорока-ворона кашу варила,
Кашу варила, деток кормила.
Теперь осторожно массируйте каждый пальчик, слегка его вытягивая:
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Эту игру малыши обычно воспринимают очень положительно.
2. Еще одно упражнение как снимает гипертонус, так и позволяет малышу узнать новое об этом мире. Вкладывайте ему в кулачок ткани и предметы разных фактур – мех, замшу, шелк, дерево, шерсть. Когда ребенок сожмет предмет, аккуратно потяните.
3. Можно начинать делать упражнение «самолетик». Лягте на спину и положите на себя ребенка – живот к животу. Медленно, держа его за бока, поднимите над собой, рассказывая, что он – самолетик и сейчас взлетает. Задержите в воздухе, немного покачайте вправо-влево (если он не протестует) и опустите обратно. Повторите, пока малышу не надоест.
4. Перекатывание – очень важное упражнение, которое нужно будет повторять до тех пор, пока малыш не научится переворачиваться (это произойдет в четыре-пять месяцев). Положите ребенка на спину, дайте ему схватить правой ручкой ваш указательный палец на левой руке. Аккуратно тяните его за правую ручку, чтобы он перекатился сначала на левый бок, а затем на живот. Теперь дайте ему схватить левой рукой ваш указательный палец правой руки и тяните так, чтобы он перекатился на правый бок, а потом на спину. Обратите внимание: при перекатывании на спинку нужно помочь ему прижать левую руку!
Комментарий врача
К концу второго месяца гипертонус постепенно снижается – ребенок открывает кулачки, вытягивает руки. Если тонус сохраняется на том же уровне, что и в первый месяц, это должно насторожить.
Если к концу второго месяца малыш не удерживает головку, лежа на животе, хотя бы на несколько секунд, стоит задуматься. У большинства детей это происходит, значит, хорошо формируется мышечный скелет. Границы нормы для этого навыка – от полутора месяцев до двух с половиной.
Если каждый месяц ребенок по всем физическим параметрам немного отстает от нормы, развивается «по нижнему коридору», но нет других патологий, это не повод, чтобы паниковать. Постепенно сверстников он догонит. Однако есть закономерность, правда, не доказанная медицински: если ребенок позже перевернулся, позже сел, позже встал, в будущем часто наблюдают задержку речи.
На втором месяце у мам часто бывает недостаток молока. Проследите за этим, если малыш стал хуже набирать вес. В два месяца можно начинать допаивать ребенка водичкой.
Третий месяц
Что умеет ребенок: он стал меньше спать – теперь вашему малышу хватает для сна днем 4−5 часов. Главное достижение – в этом возрасте дети начинают уверенно держать головку и лежат на животе, опираясь на предплечья! Конечно, такая поза способствует развитию, ведь теперь новорожденный видит и анализирует намного больше! Большинству детей эта поза нравится: примерно к четырем месяцам заканчиваются колики, лежать на животике малышам становится комфортно и интересно. Поэтому они будут пытаться перевернуться из положения лежа на спине на живот, и некоторые уже смогут повернуться на бок! Начиная с этого возраста не оставляйте малыша одного на неогороженной поверхности, особенно если он лежит высоко.
Рост и вес: вес – от 5,3 кг до 6,9 кг, рост – от 58 см до 64 см.
Особенности в этот период: еще одно большое достижение – малыш обратил внимание на свои ручки. Пока он еще не научился их контролировать, но может подолгу разглядывать кулачки.
Как развивать ребенка: теперь стоит перейти к упражнениям и играм, которые стимулируют позу лежа на животе с удерживанием головы. Также продолжайте физические упражнения прошлых месяцев.
1. Положите ребенка на живот. Выберите яркую звучащую игрушку – погремушку или бубен – и встряхивайте ее, побуждая ребенка поднять голову, чтобы посмотреть, откуда идет звук. После того как он несколько раз поднимет головку и посмотрит на игрушку, переверните малыша на живот и дайте рассмотреть погремушку внимательно.
2. Найдите несколько шариков диаметром 2–2,5 сантиметра с разной фактурой – твердые, мягкие, шероховатые, гладкие. Можно купить специальные в магазине игрушек или подобрать самой. Вложите шарик в середину ладони ребенка (он обхватит их четырьмя пальцами), помогите удержать его. Ребенок должен удерживать предмет от 3 до 10 секунд). Поменяйте ручку. За одно занятие можно «перещупать» 3−5 предметов.
3. Пора подвесить над кроваткой малыша гирлянду-погремушку. Опять же можно купить ее в магазине или сделать самой. Отлично подходят развивающие коврики с подвесками. Повесьте игрушку так, чтобы малыш лежа мог дотянуться до нее рукой. Несколько раз покажите малышу, как можно стучать по гирлянде рукой, и пусть повторяет. Если ребенок еще пугается звуков, которые сам извлекает, вернитесь к этой игре позже.
4. Полезно гулять с новорожденным по квартире, придерживая его в вертикальном положении лицом от себя, знакомя его с жилищем. Выберите крупную яркую деталь интерьера – можно на полку положить игрушку или погремушку, остановитесь напротив нее. Покажите ребенку, назовите ее, встряхните игрушку, скажите: «Посмотри!» – и дайте рассмотреть.
5. В три месяца малыши любят мять в кулачках различные шуршалки: сейчас продаются книги-шуршалки, на погремушках – шуршащие детали.
Комментарий врача
На третьем месяце большинство детей, лежа на животе, держат головку и опираются на предплечья. К концу месяца малыш переворачивается хотя бы на один бочок. По нормам он должен даже переворачиваться на животик. Но сейчас таких детей мало. Патология, если на третьем месяце ребенок вообще не поднимает голову.
Плохо, если ребенок не следит за яркой игрушкой. Он уже дотягиваться ручкой до подвески должен, а если не обращает внимания на погремешку, это возможная проблема со зрением.
Малыш уже узнает свое имя, когда к нему обращаются. Новорожденный агукает, ну хотя бы «а» говорит. Если этого нет, маме стоит проверить его слух: позовите ребенка по имени, он должен повернуть голову. Или погремите бубном с одной стороны, потом с другой – каждый раз он должен искать взглядом источник звука.
Четвертый месяц
Что умеет ребенок: малыш, лежа на животе, опирается на ручки. И чем дальше, тем увереннее! Новорожденный активно осваивает переворачивание со спины на животик и обратно. У одних малышей это получается быстрее, у других чуть позже. Это зависит в том числе и от физического развития младенца – ведь в этом упражнении участвуют все мышцы тела! Если дело затягивается, проведите курс лечебного массажа.
Малыш активно гулит, улыбается, с любопытством изучает лица близких, особенно мамы. Если вы до этого часто называли его по имени, то к четырем месяцам ребенок успел его выучить. И через какое-то время начнет к вам поворачиваться, когда вы его зовете. Чаще называйте вслух – медленно и немного растягивая слова – имена членов семьи, животных, а также любимые игрушки.
Рост и вес: вес – от 5,8 кг до 7,7 кг, рост – от 60 см до 66 см.
Особенности в этот период: у малыша окончательно формируется умение фокусировать взгляд на предмете – теперь он может оценить его объем, расстояние до него. Именно в это время он начинает учиться брать предметы. Это долгий и кропотливый процесс. Помогайте новорожденному: привлеките его внимание погремушкой. Но не торопите малыша и дайте возможность ему попытаться самому дотянуться до нее. Вряд ли с первого раза у него получится схватить ее и тем более удержать. Тогда вложите погремушку в его ладонь и помогите сжать.
Другая особенность, которая ярко начинает проявляться в это период, – жевание и облизывание всего, до чего ребенок может дотянуться. Не препятствуйте: облизывание, как и ощупывание, необходимо для развития мозга и навыков малыша. Главное – следите, чтобы ему попадались чистые и безопасные (не менее 4 см диаметром!) предметы.
Как развивать ребенка: наши старые упражнения с погремушкой нужно усложнить – ведь возможности малыша выросли! Теперь мы развиваем умение хватать предметы, узнавать лица, а также тренируем мышцы гимнастикой.
1. Замечательная игра, в которую вы сможете играть еще долго, – «ку-ку». Сядьте с лежащим на спине ребенком так, чтобы он мог видеть ваше лицо. Закройте лицо платком или пеленкой, а потом откройте со словами: «Где мама? Ку-ку! Я здесь!» Поначалу ребенок будет ошарашен, но постепенно игра будет вызывать восторг. Следующий этап – прятать и находить под платком лицо самого малыша.
2. «Коза рогатая» – еще одна забава, которая будет веселить ребенка в этом возрасте. Не забываем и про старое упражнение «Сорока-ворона».
3. Занятия с погремушками немного меняются. Вы показываете ребенку знакомую ему погремушку, удаленную от него на 60−80 сантиметров, перемещая ее влево и вправо, чтобы малыш следил за ней глазами. Затем погремушка зависает над ребенком, чтобы он мог сфокусировать на ней взгляд. Как только внимание ребенка от игрушки отвлекается (а это случится быстро), вы снова приводите ее в движение. Так он учится сосредотачиваться на предмете. Теперь приблизьте игрушку к ребенку, чтобы он протянул к ней руку. Если малыш неактивен, вложите ему в руку погремушку сами. Затем повторите упражнение с новой игрушкой. В конце занятия продемонстрируйте еще раз малышу знакомую и новую погремушки. Не забывайте разговаривать с новорожденным, комментировать его действия и называть по имени.
4. Находим источник звука. Возьмите бубен или колокольчик, но так, чтобы ребенок не видел. Погремите/позвоните до тех пор, пока новорожденный не повернет голову на звук. Тогда покажите ему игрушку, приблизьте ее к малышу и дайте рассмотреть, позвольте взять рукой. Затем снова спрячьте и повторите то же самое с другой стороны.
5. Пора изучать бубен. Несколько раз покажите малышу, как стучать по нему ладошкой или кулаком, и через какое-то время он начнет повторять.
Вводим новые гимнастические упражнения. В них мы тоже будем использовать новое умение малыша хватать предметы. В данном случае он будет удерживать в кулачках большие пальцы рук мамы.
6. Упражнение «Крест-накрест». Вложите большие пальцы рук новорожденному в кулачки, чтобы он за них ухватился. Плавно разведите ручки малыша в стороны, а потом скрещивайте их на груди попеременно. Если ручки напряжены из-за тонуса, слегка встряхните их. Если малышу не нравится упражнение, делайте то, к чему он уже привык, а к новому вернетесь чуть позже.
7. Упражнение «Бокс». Вложите большие пальцы рук ребенку в ладони, остальными пальцами слегка удерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, при разгибании она должна двигаться прямо и вперед, имитируя удары боксера. Не дергайте резко.
8. Подтягивание. Дайте малышу ухватиться за большие пальцы ваших рук, придерживайте его кисти другими пальцами. Осторожно выпрямите его ручки и побуждайте приподнять головку и верхнюю часть туловища. Разрешите ему присесть на 45 градусов, не больше, затем осторожно уложите его обратно.
9. Переворачивание. Упражнение стимулирует самостоятельные перевороты малыша со спины на живот и обратно. Вложите указательный палец в ручку ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и большим пальцем другой руки обхватите одну ногу малыша в нижней части голени, остальными пальцами обхватите другую ногу на том же уровне. Такой захват называют «вилочкой». Удерживая «вилочкой» ноги малыша и слегка выпрямляя их, поверните таз ребенка вперед. Малыш повернет голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Задержите его на несколько секунд на боку – так он тренирует мышцы шеи. Выведите ручку вперед, и ребенок сам перевернется на живот. Другой вариант этого переворота: захватите его правую ножку и, чуть согнув в колене, ведите ее справа налево, пока ребенок не коснется коленом поверхности. Малыш сам повернет плечи и голову, вам останется вытащить ручки из-под груди.
Переворот с живот на спину выполняется так: возьмите малыша за ножку и аккуратно поверните нижнюю часть туловища, плечи и голову повернутся сами. Первое время придерживайте затылок ребенка.
Выполняйте повороты по 2−3 раза в каждую сторону. Когда малыш их освоит, можно перекатывать его вправо-влево по всему дивану. Иногда бывает так, что поворот в одну сторону дается легче, чем в другую. В этом случае «тяжелую» сторону нужно стимулировать – переворачиваться туда чаще.
Комментарий врача
Возможную проблему можно заметить во время упражнения «подтягивание»: когда мама дает малышу ухватиться за большие пальцы, он держится и подтягивается. Если все в порядке, ребенка можно поднять практически до положения сидя. Если хватательный рефлекс в ручках плохо развит, малыш не может ухватиться, падает. Это неврология – срочно к врачу.
К концу четвертого месяца большинство детей умеют переворачиваться на живот – хотя бы в одну сторону. Как правило, они сначала переворачиваются не в обе стороны, а выбирают одну – направо или налево, куда легче. Если малыш этого не может, обратитесь к врачу. Как правило, на этом этапе достаточно массажа, чтобы ребенок начал переворачиваться.
Еще это месяц, когда по новому календарю начинают вводить прикорм – детский яблочный сок. Если малыш хорошо набирает в весе и росте, то можно давать его, а можно отложить до шестого месяца. Если недобор веса – то нужно начинать вводить прикорм. А если большой недостаток веса, то вводите не сок, а каши.
Пятый месяц
Что умеет ребенок: за прошедший месяц ваш малыш научился двум важным вещам – переворачиваться со спины на живот и обратно, а также захватывать предметы. И теперь он совершенствует эти умения.
Некоторые дети, хорошо физически развитые, пытаются привстать на колени и даже сесть из этого положения. Но пока им это удается лишь не несколько секунд – спинка еще слабая, а голова слишком тяжелая. Даже если малыш сел, он сразу свалится на бочок. Усаживать насильно в этом возрасте ребенка рано – может быть искривление позвоночника.
Другие дети, привстав на колени, пробуют ползать, однако ручки еще слабы для настоящего передвижения, поэтому пока малыши делают это «гусеницей».
Теперь ребенок научился сам брать предметы, пока это захват обезьянки, хватать игрушки пальчиками он еще не умеет.
Рост и вес: вес – от 6,2 кг до 8,4 кг, рост – от 62 см до 69 см.
Особенности в этот период: а вот положить игрушку после того, как взял, малыш еще не умеет. Она просто выпадает из его ручек, когда он отвлекается на что-то.
В этом возрасте (у некоторых чуть раньше, у других позже) начинают чесаться десны – вот-вот у ребенка полезет первая пара зубов (как правило, это нижние резцы). Поэтому он все предметы, до которых дотянется, тащит в рот. Тут помогут погремушки со специальными вставками или прорезыватели.
Как развивать ребенка: продолжайте упражнения предыдущих месяцев, можно добавить и новые.
1. Перевернись и схвати! Ребенок лежит на спине, вы прячете погремушку сбоку от него и встряхиваете ее, пока он не повернет голову. Затем покажите ему игрушку и поднесите ее к руке малыша, но не давайте до тех пор, пока он, потянувшись за ней, не перевернется на живот. Тогда дайте новорожденному погремушку в руки. В следующий раз повернитесь в другую сторону.
2. Сделайте упражнение «присаживание». Затем возьмите левой рукой ручки малыша, соединив их впереди и вверху. Проведите указательный и средним пальцами вдоль позвоночника ребенка – он рефлекторно разогнет, выпрямит спинку. Упражнение готовит малыша к самостоятельному сидению. Но не давайте ему долго сидеть – до тех пор, пока он не научится делать это сам.
3. Стоим на четвереньках. Когда ребенок лежит на животе, поднимая на ручках переднюю часть туловища, придерживая его под живот, согните ноги в коленях и зафиксируйте в таком положении. Тихонько покачайте взад-вперед. Затем попробуйте убрать свои руки – пусть постоит на четвереньках самостоятельно.
4. Придерживайте малыша под мышки вертикально, лицом к себе. Малыш будет «подтанцовывать». Побуждайте его встать на полную стопу, хотя он будет пытаться стоять на носочках из-за тонуса.
Комментарий врача
К этому времени у ребенка должен быть хорошо развит хватательный рефлекс: если он не удерживает в руке игрушку, это отклонение.
Уже сформирована опора на ножки: то есть если ребенка поставить на твердую поверхность, придерживая под мышками, стопа должна стоять ровно, он не должен валиться в разные стороны, подгибать ноги. В ином случае это слабость мышц ног. Нужен массаж – ведь малышу скоро сидеть и ползать. Если упустить, все пойдет с задержкой.
Шестой месяц
Что умеет ребенок: малыш на пути к сидению и ползанию. В конце шестого месяца особо продвинутые могут сесть с прямой спинкой, но чаще при этом еще опираются на ручки. Помните: нельзя сажать ребенка в подушки, прежде чем он сам не научится сидеть, держа спину! Не паникуйте, сели малыш не садится – значит, еще не готовы мышцы спины и живота.
К концу шестого месяца ребенок также начинает ползать по-пластунски, причем с каждым днем будет передвигаться все быстрее. Однако, если ребенок не ползает, не переживайте: некоторые дети не ползают совсем, зато раньше сверстников осваивают хождение: сначала встают с опорой из положения сидя, затем делают первые шаги.
Рост и вес: вес – от 7 кг до 9 кг, рост – 64 см до 70 см.
Особенности в этот период: если малыш сядет, то только по-турецки: ножки еще не выпрямляются полностью из-за тонуса.
В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих. Если незнакомый человек берет его на руки, он слегка напрягается, а может и заплакать.
В пять с половиной – шесть месяцев обычно вводят первый прикорм. Одним детям врачи советуют для начала вводить специальные кашки, другим – овощи. Обычно первый опыт получается комом: малыш просто муслявит прикорм, пробует. Не заталкивайте насильно, постепенно он научится брать пищу в рот.
Чаще всего в шесть-семь месяцев прорезываются первые нижние зубки. У одних это происходит более болезненно – с бессонными ночами, температурой, поносом, у других легче. Наберитесь терпения!
Как развивать ребенка: стимулируем новые умения – сидение и ползание! Для этого продолжайте упражнения из пятого месяца и вводите новые.
1. Когда малыш пробует ползти (а он будет делать это почти постоянно), стимулируйте его усилия яркой, можно движущейся игрушкой, которую нужно положить перед ним на небольшом расстоянии.
2. Упражнение «Самолетик» – его детки очень любят. Лягте на спину, колени прижмите к груди. Сверху на них положите ребенка животом, придерживая его за руки. И осторожно покачивайте на согнутых ногах, приговаривая: «Вот самолетик полетел!» Когда он привыкнет, поднимайте его все выше и выше.
3. Покачивание на ноге. Сядьте нога на ногу, ребенка посадите на стопу, животом на голень. Покачивайте ногой, придерживая его за руки и приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам, в ямку – бух, раздавили сорок мух». Когда малыш научится сидеть, сажайте его на колени и подбрасывайте с той же присказкой.
Комментарий врача
Совсем патология, если к шестому месяцу ребенок не переворачивается.
Сидеть могут еще немногие даже к концу месяца. А вот если малыш пытается сесть раньше, на пятом месяце (есть и такие торопыжки), это может быть чревато искривлениями позвоночника – корпус ребенка еще не готов к такой нагрузке. Не давайте ему садиться – укладывайте в детские кресла, где он будет находиться в полулежачем положении.
На шестом месяце новорожденному будет интересно зеркало: малыш уже понимает, что это он, и по часу может любоваться собой. Если тяжело стоять с ребенком на руках, можно купить игрушку с зеркалом.
Если прикорм вводится в этом месяце, и это каши, то лучше выбрать гречневую – она гипоаллергенная, хорошо усваивается. А с овощей начинают те детки, которые по весу чуть больше сверстников.
Седьмой месяц
Что умеет ребенок: совершенствует умение ползать по-пластунски, а затем – на четвереньках. Сидит с прямой спинкой и не падает, если ему нужно наклониться вперед.
Малыш перекладывает погремушку из руки в руку, стучит игрушкой об игрушку.
Важное умение этого месяца – в речевом развитии: ребенок переходит с гуления на лепет: он начинает повторять слоги, состояние из гласного и согласного: «Да-да-да», «Ба-ба-ба». Конечно, вы услышите и «ма-ма», но пока это неосознанное слово. Лепет говорит о том, что малыш хорошо слышит и различает взрослую речь.
Рост и вес: вес – от 7,2 кг до 10,1 кг, рост – от 65 см до 72 см.
Особенности в этот период: некоторые родители малыша, активно изучающего квартиру ползком, помещают его в этом возрасте в манеж: что и говорить, внимания и терпения он требует сейчас много! Но, во-первых, некоторые дети активно протестуют плачем. А во-вторых, это затормозит скорость постижения науки ползания, а затем и хождения. К тому же расширение пространства для ребенка (ведь он ползает по всей квартире!) обязательно даст толчок для развития мозга. Поэтому лучшее место для ребенка семи месяцев – пол (разумеется, чистый и без опасных предметов). Диван не подходит, потому что на мягкой поверхности передвигаться сложнее.
В этом возрасте малыш способен играть лишь одной игрушкой, при этом она ему быстро надоедает. Просто замените ее новой. Но сам он отдать предмет еще не способен: если вы попробуете отнять его силой, будет скандал. Просто предложите ему игрушку взамен, и он тотчас забудет про старую.
Как развивать ребенка: вводим упражнения, которые помогут малышу ползать на четвереньках. Развиваем речевые навыки.
1. Поощрять малыша разговаривать можно одним образом – говорить с ним. Называйте еду, которую он ест, посуду, предметы одежды и части тела. На прогулке показывайте и называйте встреченных животных, машины, растения, обращайте его внимание на других детей. Читайте простые книжки по возрасту с большими яркими картинками. Описывайте ребенку его действия («Петя взял игрушку»), просите его повернуться на животик и спинку. Конечно, сейчас он вам не ответит и вряд ли сможет выполнить просьбу, но постепенно ваши слова будет запоминать.
2. Тренируем мышцы рук. Положите перед ребенком игрушку. Поднимите его горизонтально над столом, чтобы он опирался на вытянутые руки. Одной рукой поддерживайте живот, другой – ножки. Слегка подтолкните ручки ребенка, побуждая «идти» к игрушке. Если он передвигается на кулачках (тонус!), оттащите его назад, чтобы ладошки распрямились.
3. Садимся за одну ручку. Малыш лежит на спине, вы придерживаете его ножки. Большой палец руки вкладываем в его ручку, распрямляем ее и слегка тянем вверх, побуждая ребенка сесть. При этом он будет опираться на стол другой ручкой. Когда он сядет, проведите пальцами вдоль позвоночника, чтобы спина распрямилась. Повторите упражнение для другой ручки. Оно не только учит садиться, но и укрепляет мышцы пресса.
4. Ребенок лежит на животе, вы стоите позади. Дайте ему ухватить большие пальцы рук, разведите прямые ручки малыша в стороны и поднимите вверх. Ребенок поднимет голову, прогнется назад и упрется стопами в ваш живот. Осторожно поднимайте его, пока он не встанет на колени.
Комментарий врача
К концу седьмого месяца, как правило, дети уже сидят: кто-то еще опирается на ручки, но корпус самостоятельно удерживают. Если не сидит, значит, слабые мышцы спины – нужен массаж. Многие начинают стоять у опоры: сами подняться, конечно, не могут, но если поставить малыша к стенке в кровати, то держаться какое-то время будет.
Если ребенок еще не лепечет «ма-ма-ма», это не патология, заговорит позже.
Восьмой месяц
Что умеет ребенок: малыш начинает вставать на ножки у опоры. А через неделю-две, скорее всего, сделает первые шажки вдоль своей кроватки или дивана.
Очень важный этап в развитии мелкой моторики – захват предмета не всей пятерней, а большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Также более гибкой становится кисть: к восьмому месяцу ребенок может научиться махать («пока-пока») и бить в ладоши.
В речевом развитии тоже прогресс: он начинает комбинировать слоги, а не только повторять одинаковые (например, «ай-ай»). А также всегда реагирует, когда вы зовете его по имени.
Поскольку сосательный рефлекс немного ослабевает, малыш учится пить из чашки или специального поильника. Давайте ему пить по глоточку, держа чашку или поильник в руках.
Рост и вес: вес – от 7,2 кг до 10,4 кг, рост – от 68 см до 73 см.
Особенности в этот период: все достижения прошлых и этого месяца развивают мозг ребенка – у него появляются зачатки самостоятельности. Теперь, если что-то не получается, он будет расстраиваться или возмущаться.
Особенность этого возраста – тревожность: при малейшей вашей отлучке (вышли на кухню за водой) малыш начинает кричать и плакать. То же самое происходит, когда его берет на руки чужой человек. Эта особенность хотя и тяжела для мамы, но показатель, что ребенок развивается правильно. Причина тревожности в том, что внутренне время малыша замедлилось. Раньше он жил секундами и вашего ухода просто не замечал. Сейчас он способен различать своих и чужих, а время для него стало измеряться минутами: он осознает, что мама ушла, но когда она вернется, понять не может. Терпеть ваше отсутствие малыш пока не способен – ему страшно. По возможности берите его везде с собой, а если совсем нельзя, скажите: «Я очень скоро вернусь!», а когда вернетесь: «Я вернулась». Не сразу, а через несколько месяцев, но он начнет понимать.
С восьми месяцев вводится молочный прикорм – кефир, а затем и творог.
Как развивать ребенка: можно начинать играть «более взрослыми» игрушками. Но как играть новой игрушкой, вам нужно ему показать, научить, познакомить с ней.
1. Учимся катать мячик. Покатайте мячик по полу, толкните, догоните и снова толкните. Объясните малышу, что делаете: «Смотри, как мячик покатился! Давай его догоним? Смотри – он убегает!» Малыш непременно будет помогать вам и повторять.
2. Играем кубиками. Покажите, что кубики можно перекладывать из руки в руку, доставать из коробки и складывать в нее. В следующий раз покажите, что можно ставить кубик на кубик. Также стоит поиграть и игрушками-стаканчиками – показывать, как меньшие можно вкладывать в большие.
3. Изучаем пирамидку. Для начала лучше выбрать с крупными кольцами. Покатайте пирамидку по полу, покажите, как она разбирается, и дайте поиграть кольцами. Затем покажите, как кольца надеваются, прося: «Дай мне колечко». В конце попросите ребенка надеть два последних. При этом держите стержень в руках и помогайте малышу. Каждую игру можно собирать и разбирать пирамидку по-разному.
4. Игры с куклами (мишками, зайками) тоже важны – как для девочек, так и для мальчиков. Познакомьте малыша с игрушкой: «Смотри, какой мишка! Где мишка?» После ощупывания и облизывания он скорее всего утратит к ней интерес, тогда нужно показать, что еще может делать кукла. Например: «Смотри, мишка уходит!», «Смотри, мишка спрятался. Где мишка?», «Мишка танцует!». В следующий раз куклу можно кормить, укладывать спать, гладить. Фантазируйте!
5. Для развития вестибулярного аппарата можно делать упражнения. Ребенок лежит на спине на диване или кровати, вы берете его за запястья, папа – за лодыжки. Поднимаете немного и раскачиваете в разные стороны. Вариант упражнения: вы берете за одно запястье и лодыжку, папа малыша – за другое запястье и лодыжку. Также можно начинать подбрасывать ребенка в воздух и ловить, но пока медленно и совсем невысоко.
Комментарий врача
Ребенок должен сидеть уверенно, без поддержки. Большинство ползают по-пластунски, некоторые пытаются встать на четвереньки. Корпус, ручки окрепли – вот-вот поползут. Если к концу восьмого месяца малыш не передвигается по-пластунски, не страшно, но мама должна понимать, что это слабые ручки – нужен массаж. Если в доме есть кошка или собака, дети начинают ползать быстрее намного – догоняют питомцев, которых в этом возрасте обожают!
У ребенка уже есть понимание мамы, папы, брата, сестры. Если спросить его, где мама, покажет – взглядом или рукой. Если есть любимая игрушка, узнает ее из кучи других. Казалось бы, у детей в этом возрасте вроде бы короткая память, но любимую игрушку они не забывают.
Ребенок уже должен произносить слоги: «ма-ма-ма». Если все еще молчит, это уже не вариант нормы – нужен толчок, чтобы малыш заговорил. В 80% случаев хорошо помогает читать ребенку книжки по слогам, рассматривая и обсуждая картинки, называя звуки животных.
Девятый месяц
Что умеет ребенок: малыш уже уверенно стоит у опоры, а также активно «бегает» вдоль нее. Но однажды он отпустит руки и начнет балансировать. Так постепенно ребенок будет учиться стоять не держась. Следующий этап – вставать без опоры: из положения на четвереньках он выпрямляет колени, задирая попку, затем отрывает ладошки от пола и выпрямляет поясницу. И с этого момента начинается период падений, так что пришло время оборудовать квартиру заглушками на острые углы и обезопасить ее: убрать повыше опасные предметы, до которых ребенок уже может дотянуться.
Некоторые продвинутые младенцы могут сделать и первые шаги: когда стоя на полу без поддержки, начнут падать и рефлекторно выставят ногу вперед. И через несколько недель такой ребенок пойдет. Но чаще хождение дети осваивают в период с 10 месяцев до года и трех месяцев.
Малыш также уже научился не только брать предметы, но и бросать их, так что теперь процесс «выкинул из кроватки игрушку – заплакал, что игрушка упала – мама вернула игрушку – выкинул из кроватки игрушку…» станет для вас привычным.
Ребенок начинает подражать вам: если дать ему ложку, будет мешать чай или набирать кашу. Машинку начинают катать, а телефон – прикладывать к уху. Также в этом возрасте дети чувствуют объем предметов. И начинают различать игрушки и вещи по назначению: если вы положите перед ребенком куклу и мишку и попросите: «Покажи, где мишка», через некоторое время он покажет.
Рост и вес: вес – от 8,1 кг до 11,1 кг, рост – от 68 см до 76 см.
Особенности в этот период: в период, когда малыш учится держать равновесие, ему важно научиться падать. К сожалению, это умение он будет осваивать собственной попой, а ваше дело – поддержать его: если ударился больно – пожалеть и рассказать, что все падают, когда учатся ходить. Если ребенок упал, но не сильно ударился, он первым делом повернется к вам, вычисляя по вашему выражению – случилось что-то страшное или нет? Постарайтесь улыбнуться и успокоить его: «Все в порядке, вставай».
У вас будет искушение водить ребенка за обе, а потом за одну руку. Не злоупотребляйте этим – скоро он пойдет сам. Но если ведете, то следуйте правилу: его кисти не должны подниматься выше плеч – то есть ребенок опирается на ваши руки, а не висит на них.
В девять месяцев вводится мясной прикорм.
Как развивать ребенка: продолжайте играть кубиками, пирамидкой, стаканчиками. Развивайте новое умение различать объем предметов.
1. Колечки на пирамидку надевать и снимать вам пока придется, управляя рукой ребенка. Также играем и в стаканчики – его рукой вкладываем меньшие в большие. Также учитесь строить пирамидку из стаканчиков.
2. Положите в коробку несколько игрушек, закройте крышкой. Потрясите, чтобы они погремели внутри. Скажите: «В коробке что-то есть, давай посмотрим!» Вытаскивайте игрушки по одной и передавайте их ребенку. Покажите, что коробка пуста. Затем снова сложите все игрушки в коробку и дайте теперь уже ему достать все игрушки. На долгие месяцы эта игра – сложить все в коробку и опорожнить ее – станет любимой у малыша!
3. В девять месяцев можно осваивать тоннель. Поначалу дети боятся залезать в него, их любопытство можно стимулировать, если класть внутрь интересные игрушки. Загляните с другой стороны тоннеля, зовите к себе ребенка. Можно показать пример. Если он не хочет – не настаивайте.
4. Учитесь катать мяч. Сядьте в метре от малыша и покатите ему мяч со словами: «Мама кинула мячик Пете! А теперь Петя кинет мячик маме». Обычно дети быстро понимают, что нужно делать.
5. Если в доме есть безопасные лестницы, то можно осваивать ползание по ним. Научите малыша спускаться с лестницы ногами вперед.
Комментарий врача
На девятом месяце ребенок должен уверенно ползать на четвереньках. Если не ползает, то либо недостаточно развит мышечный корпус, либо, если есть задержки в других навыках, это неврология. Должен хорошо стоять у опоры, передвигаться вдоль нее. Если даже не стоит, значит, слабые ножки.
К концу девятого месяца многие детки пытаются ходить, пока часто падают. Есть очень действенный способ, как быстрее научить ребенка ходить. Берется гладильная доска, одним концом ставится на пол, вторым – на диван, получается горка. Мама придерживает ребенка за ручки, папа – за попу или под мышками, и ребенка направляют идти вверх по доске. А дальше – уже рефлекс: малыш поднимает ноги и переставляет их, причем сразу привыкая делать это правильно. И обратно вниз. Начинайте так тренировать ребенка по 10 минут 2−3 раза в день, потом время увеличьте до получаса.
В девять месяцев хорошо развиты навыки жевания. Можно начинать давать пищу чуть более густую. В этом возрасте снова режутся зубки. И дети очень любят жевать хлеб, особенно корочки, а также баранки.
Десятый месяц
Что умеет ребенок: чаще всего в этом месяце малыш делает первые шаги. Поначалу он будет балансировать и частенько падать, но всего через месяц начнет уверенно топать по квартире, а некоторые дети и бегать. Быстрее других начинают ходить дети среднего веса: толстячкам труднее поднять свой вес, а худышкам недостает мышечной массы. Не торопите малыша.
Ребенок умеет держать по игрушке в каждой руке, более того – сразу две игрушки в одной руке. Знает порядка 10−20 предметов – дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Выполняет простые просьбы, например, «покажи, как мишка топает ногой». Знает название частей тела, показывает части лица другого человека.
Ребенок также готовится заговорить: его упражнения со слогами становятся все разнообразнее, он начинает напевать, растягивая их. А некоторые счастливые родительницы уже услышали заветное «ма-ма» – на этот раз вполне осознанное. А также может говорить простые слова: «бух», «ава», «ух».
Если у малыша на этот момент есть 4 зуба и больше, он жует мелко нарезанную пищу, а не только протертую, как раньше.
Рост и вес: вес – от 8,2 кг до 11,5 кг, рост – от 69 см до 77 см.
Особенности в этот период: малыш начинает понимать слово «нельзя». Но, конечно, запретов не должно быть слишком много: в этом возрасте ребенок способен усвоить один-два «нельзя». Правда, малыш уже созрел не только для понимания запретов, но и для первого сопротивления им.
Вставание на носочки, а не на полную стопу пока что является физиологической особенностью – это остатки тонуса.
Как развивать ребенка: продолжать все предыдущие игры с пирамидкой, кубиками, стаканами, мячом. Начинайте учить малыша понятиям «большой», «маленький», «тяжелый», «легкий», «твердый», «мягкий» опытным путем.
1. Можно начинать игры с нанизыванием шариков на шнур или веревку. Но шарики или кубики с отверстиями должны быть крупные.
2. Скорее всего, ваш малыш уже давно «пританцовывает» – ритмично приседает, стоит включить музыку. Побуждайте его плясать осознанно, например предложив ему постучать в бубен и потанцевать.
3. Качаем пресс. Ребенок лежит на спине. Держите на уровне его выпрямленных ног палочку и предложите достать ее ногами. Если он не понимает, поднимите его ножки и коснитесь палочки.
4. Наклоны. Поставьте ребенка спиной к себе, прижмите в своему животу. Одной рукой удерживайте колени, чтобы не сгибались, другой придерживайте под животик. Предложите достать его любимую игрушку, которая лежит перед ним на полу. Ему придется сделать это не приседая. Помогите выпрямиться.
5. Если малыш хорошо стоит, сделайте приседания. Возьмите его за руки и побуждайте присесть на корточки. Можно показать на собственном примере. А затем встать. Колени должны быть разведены, стопы – стоять на полу.
Комментарий врача
Большинство детей делают первые 4−5 шагов от дивана до кресла. Пока неудачные, но им так все вокруг интересно, что все равно отходят от опоры. Бывает, когда пошел – и упал, заплакал, испугался, и после этого его не поставишь на ноги. Лучше в таком случае быстро отвлечь внимание: «Ничего страшного, пойдем с мамой за ручку любимую игрушку возьмем». Если малыш пока не пошел, не страшно, до года – года и месяца это вариант нормы.
Встречаются, хотя и редко, дети, которые не ползают на четвереньках, а сразу встают у опоры и идут. Это не очень хорошо: этап ползания нельзя исключать – хирурги говорят, что это чревато искривлением ног или будущими проблемами со спиной. Лучше стимулировать ползание – потом ребенку ходить будет легче и спинка станет более крепкой.
В этом возрасте дети уже осознанно начинают говорить: «мама, «папа» и новые простые слова. Если этого нет, не страшно, но больше читайте.
Одиннадцатый месяц
Что умеет ребенок: малыш начинает говорить первые слова. Кроме «мама», «баба», «папа» это чаще всего «дай». Также он «озвучивает» животных, особенно если дома есть питомцы: «мя», «ава», «му», «бе». Но на самом деле системы в этом деле нет: одни дети выучивают по два-три новых слова в месяц, другие молчат, а потом выдают их сразу пять.
Ребенок активно осваивает хождение. Пока его «заносит» во все стороны, поэтому постарайтесь расчистить для него квартиру – убрать с проходов лишние предметы мебели, вовремя собирать игрушки с пола. Также малыш может перелезать через предметы.
Рост и вес: вес – от 8,9 кг до 11,5 кг, рост – от 71 см до 77 см.
Особенности в этот период: у малыша все сильнее начинает проклевываться личность. Он начинает настаивать на своем. Теперь его не так легко переключить на новую игрушку. Если ребенка что-то не устраивает, он будет скандалить и требовать. А все потому, что он после долгого периода слияния с мамой начинает осознавать себя самостоятельным, отличным от нее.
Как развивать ребенка: стимулировать речь, модернизировать игры, а также развивать вестибулярный аппарат.
1. Стимулировать словарный запас можно одним образом – разговаривая с малышом на всевозможные темы на понятном ему языке. Говорите громко, медленно, четко, растягивая слова. Чаще задавайте ребенку простые вопросы: «Где киса?», «Хочешь пить?». Просите его сделать что-то несложное – принести мяч или игрушку, дать ложку, поставить кубик на место. Обращайте внимание малыша на детали, сходства и различия: «Посмотри, какая красная машинка едет!», «Смотри, какой у кисы хвостик. А у Пети нет хвостика!», «Смотри, у Алеши мячик. И у тебя мячик!».
2. Можно разыгрывать короткие сценки с игрушками – это зачатки сюжетных игр.
3. Если на улице лето, пришла пора учиться пользоваться совочком и ведерком. Показывайте, как набирать песок в совок, управляя рукой малыша. Самостоятельно сделать это он сможет не скоро, но копаться в песке обожают все дети без исключений!
4. Хождение по доске или бревну. Можно водить малыша по бревну во дворе, придерживая за руки, но так вестибулярный аппарат тренируется мало. Положите на пол доску, покажите малышу, как по ней можно пройти и побуждайте его повторить. Можно разместить ее вдоль стены, чтобы он сам придерживался рукой. Не сразу, через несколько месяцев, но ребенок сможет ставить ноги на одну линию.
Комментарий врача
Малыш осваивает хождение: не важно, как у него получается – от опоры до опоры или без нее. Но если не стоит у опоры к одиннадцати месяцам, это задержка. Обязательно идите к хирургу!
Желательно, чтобы два-три простых слова уже были в лексиконе ребенка, хотя не страшно, если еще нет. Однако в дальнейшем ему будет сложнее со сверстниками, у которых речь лучше развита – и малышу дискомфортно, и маме. Нужно усиленно заниматься!
В этом возрасте (и даже раньше) можно диагностировать синдром дефицита внимания у ребенка: если он не может сосредоточиться ни на одной игрушке или книжке дольше 30 секунд – это тревожный звонок.
Двенадцатый месяц
Что умеет ребенок: одни дети в год только начинают ходить, другие уже пытаются бегать. И то, и другое – норма. Чаще всего в год малыш уже ходит, может повернуться. Пятиться и прыгать он еще не умеет. Может встать из положения сидя. Говорит от двух до шести слов, может сказать «нет», имитирует звуки животных. Собирает пирамидку, но еще не кладет кольца по размеру. Строит небольшую башню из кубиков или стаканчиков (с маминой помощью). Вкладывает меньшие стаканчики в большие. Катает мячик и даже может его бросить.
Поздравляем! Ваш малыш прошел огромный путь от пищащего свертка до маленького человечка!
Рост и вес: вес – от 9 кг до 11,9 кг, рост – от 72 см до 79 см.
Особенности в этот период: играть с другими детьми ваш малыш еще не умеет, но он интересуется ими. Чаще всего «годовасики» играют рядом – в песочнице или на детской площадке. Иногда могут быть стычки из-за игрушек: в этом возрасте чувство собственности уже развивается, и ребенок уже осознает, что игрушка принадлежит ему. Но при этом не понимает, что чужие игрушки – не его.
Как развивать ребенка: помогите ему осваивать хождение. Также можно вводить занятия творчеством.
1. После того как малыш уверенно научился ходить по ровной поверхности – асфальту или дорожке, – пора научить его ходить по пересеченной местности. Выберите лужайку в парке или малохоженную тропинку. Походите также с ребенком вверх и вниз по склону. Следующий этап – ступеньки. Держите вашего «годовасика» сначала за две руки, через несколько месяцев одну можно будет отпустить. Учите его опираться на полную стопу. Перешагивание через предметы или порог также важно.
2. Музыкальные занятия. Кроме бубна и колокольчика в этом возрасте ребенку будут интересны дудочка, маракасы и металлофон.
3. Рисование. Рисовать руками дети очень любят. Для безопасности лучше купить специальные пальчиковые краски. Наденьте на малыша одежду, которую не жалко. Возьмите большой лист ватмана, откройте краски, покажите ребенку, как рисовать… И постарайтесь расслабиться насчет того, что он извозится. Зато сколько будет восторга!
4. Месяцев с десяти можно начинать лепить из специального соленого теста (соленого – чтобы меньше в рот тащил). В год приобретите специальный пластилин для малышей – он мягкий, яркий, легко мнется. Пусть ребенок просто разминает его в руках – это очень полезно!
5. Можно начинать играть в игры с доской и вкладышами. Также покажите малышу, как надевать колпачок на фломастер.
6. Физические упражнения нацелены на укрепление мышц. Делайте приседания, наклоны, хождение на руках, передвижение на корточках, прыжки на батуте, подъем по шведской стенке, кувырки, перекатывания.
Комментарий врача
К году полностью должен пройти гипертонус. С какими особенностями, младенческими рефлексами ребенок родился – все за прошедший год должно угаснуть.
Если ребенок еще не ходит, месяц-два можно не волноваться. Но если он не ползает на четвереньках – совсем плохо.
С года рекомендуют приучать ребенка к общению с другими детьми. Это даст хороший толчок как в речевом, так и в физическом развитии. Возьмите за правило: выходим на прогулку – знакомимся с другими детьми. Сначала объясните: «Пойдем познакомимся с мальчиком! Смотри, это Ваня!» Следующий этап – вместе посидеть в песочнице, потом обменяться игрушками. Малыши начинают лепетать на своем языке, и детки, которые до этого плохо разговаривали, прогрессируют. Стоит посещать школу развития, где есть дети такого же возраста или чуть старше, но не больше, чем на шесть месяцев.
Если ребенок в оживленных местах, где много чужих детей и взрослых, стремится спрятаться, ищет уголок, куда можно забиться, игнорирует других малышей, это повод сходить к неврологу с подозрением на аутизм. Но это всего лишь один из признаков, и такое поведение должно быть систематическим, а не настроенческим.