Подробностями о проблемах дистанционного обучения с нами поделился член общественного совета при Рособрнадзоре Зоя Макаровская.
Член общественного совета при Рособрнадзоре, профессор, доктор технических наук, общественный деятель, почетный работник сферы образования РФ.
Преимущества дистанционки — реальны ли они?
Сегодняшние школьники и студенты вынуждены учиться в новых условиях. Традиционные занятия в классах и аудиториях вытесняются обучением с помощью интернета, видеосвязи и электронных документов. И в этом можно увидеть ряд преимуществ:
Продуктивность обучения. Многие обучающиеся говорят, что дистанционка позволяет им хорошо учиться, взаимодействовать с педагогами и одноклассниками (или одногруппниками) как на занятиях, так и во внеучебное время.
Мобильность и экономия. Новый формат дает возможность получать образование из любого места, не нужно тратить время и деньги на дорогу.
Больше свободного времени. Дистанционную учебу проще совмещать с внеурочной деятельностью и другими делами, стало больше свободного времени.
Возможность путешествовать. Теперь это можно делать прямо во время учебного года, нужен лишь ноутбук или другое устройство с интернетом.
Удобство получения информации. Все необходимые материалы предоставляются в цифровой форме, для некоторых этот вариант предпочтительнее, чем тетради и тяжелые учебники.
На первый взгляд, преимущества налицо. Но так ли все радужно? Учиться в дистанционном формате, значит — самостоятельно организовывать и контролировать свое время: вовремя подключаться к занятиям, выполнять задания, участвовать в обсуждениях.
И здесь проблема — неумение управлять собой и временем. Это относится не только к младшим школьникам, но и к студентам.
Исследования по качеству образования в российских университетах в период пандемии фиксируют, что «30% аспирантов нуждаются в развитии тайм-менеджмента», а это без пяти минут ученые!
Учителя жалуются на школьников, опаздывающих к уроку, сползающих под стол или пропадающих с урока по понятным причинам. Преподаватели вузов — на «немые» аватарки спящих по ту строну студентов, которые говорят про слабость оборудования и технические сбои.
Обучающиеся стали без труда совмещать занятия с разного рода хобби и даже подработкой. Для студентов и старших школьников финансовый вопрос всегда стоял остро и при возможности они всегда предпочтут подработку скучным урокам онлайн. При этом многие воспринимают фразу об обучении из любого места буквально. Нередки случаи, когда школьники и студенты слушают лекции в шумном метро, кафе. А ведь дистанционные технологии — это не только коммуникация, это образовательная среда, которая недоступна детям и подросткам без специально обустроенного места, позволяющего нормально учиться.
Отдельно стоит сказать про школьников младшего возраста. Их учебу дома приходится контролировать взрослым. У маленьких детей нет навыков учебной работы вообще, тем более с использованием техники. Это ложится на плечи родителей, которые в режиме дублера как учителя, так и самого ребенка должны обеспечивать качество коммуникации.
Опыт коммуникации трудно приобрести в стенах дома, а большинство школьников в связи с пандемией не занимаются в кружках, клубах по интересам, не посещают культурные мероприятия, а их дистанционный формат это не решит.
Проблема методик преподавания
Пандемия и дистант застали всех врасплох. Первая реакция педагогов — обеспечить проведение занятий на имеющемся учебном и методическом материале, но теперь уж через интернет. Методики преподавания по большей части остались прежними, они не адаптируются под дистанционный формат. И это главная проблема удаленки, которая плохо влияет на качество подготовки.
По статистике, большинство педагогов вуза (70%) игнорируют изменения в своей профессиональной отрасли и продолжают ориентироваться на онлайн-материалы собственного учебного заведения, некоторые используют контент российских (35%) или зарубежных (10%) коллег, перенимая их опыт работы в режиме дистанта.
А это значит, что студенты получают пересказ того материала, который педагог сам усвоил, в том числе в студенческие годы. Актуальны ли сейчас такие знания? Маловероятно. Педагоги стремятся как можно дольше просидеть на уже имеющемся материале и использовать методики, наработанные годами под традиционный формат обучения, т.е. говорить тоже и также только на удаленке.
Преподаватели всегда с большой неохотой пересматривают свои программы и считают это наказанием если не божьим, то законодательства и администрации. Кроме того, при работе в смешанном формате ведения занятий в вузе, преподаватель находится в постоянной беготне между дистантом и очным обучением. Тут уж не до новых методик и чужого опыта.
Отдельно стоит сказать про школьников младшего возраста, когда очные методики контактной работы «вывалились» на голову родителей в дистанте. Мы заставили мам, пап, бабушек и дедушек не только сидеть дома, учиться заново самим по школьной программе, но и работать дублером и коммуникатором учителя. Вряд ли это можно отнести к новым методикам образования.
Качество образования на удаленке
Более всего удаленку связывают с отсутствием качества образования. Поборники дистанта приводят факт, что устойчивость средних баллов ЕГЭ по России последних лет говорит о том, что не так уж все плохо. Но ЕГЭ как качественный показатель образования не очень корректен даже в рамках одного конкретного школьника в части оценки качества образовательного процесса школы. ЕГЭ — это, безусловно, усилия самого школьника, усилия школы (педагога), но и репетитора!
Рынок репетиторских услуг огромен, но уже в дистанционном формате. Родители не дадут чаду погибнуть, да и школа устроена так, что качественно или некачественно, очно или дистант, но заветную корочку аттестата получат подавляющее большинство.
Тяжелее всего дело обстоит в высшей школе, где многие студенты просто формально отсиживаются на занятиях, чтобы окончить вуз и получить диплом. А насколько качественны знания — для них уже не так важно. По данным опросов, чуть менее половины студентов указывают, что дистант — это «возможность заниматься параллельно несколькими делами». Студенты смирились с тем, что образование — это некий набор формальных процедур, который необходимо выполнить, а диплом — это нечто, что необходимо оплатить бесполезно проведенным временем своей жизни, по возможности самостоятельно развлекая себя в процессе.
Еще одна проблема удаленки в том, что отдельные дисциплины нельзя изучить дистанционно. Особенно это касается технологически емких, инженерных и творческих дисциплин, где на занятиях нужно отрабатывать практические навыки в учебных и производственных лабораториях, мастерских, причем «руками». Об этом говорят обучающиеся, преподаватели, а также статистика.
По результатам опросов выяснилось, что примерно половина студентов указали — некоторые из курсов нельзя изучить в дистанционном формате и менее 10% преподавателей готовы перевести в онлайн более 75% своих занятий без потери качества, т.е. качество при дистанте во многом определяется характером дисциплины.
Качество также страдает из-за нечестности самих обучающихся. Вопрос списывания, несамостоятельность выполнения работ, когда их заказывают третьим лицам, невозможность «отследить» действия студентов в условиях удаленки, открываются широкие возможности для «мошенничества» в обучении. Ситуация усугубляется тем, большинство вузов не имеют денег на покупку программ и оборудования для контроля, да сами студенты должны иметь хорошую технику по другую сторону экрана.
Настораживает, что студенты при оценке качества образования в дистанте говорят, что качество в дистанте плохое, а про дистанционный режим обучения — замечательно, поскольку такой формат позволил им продуктивно учиться и взаимодействовать как с преподавателями, так и другими студентами во время занятий и во внеучебное время. Об этом также говорят результаты исследований. Что это значит?
Только то, что вопрос продуктивности явно лежит не в области качества образования, а в области конечного результата — получения диплома. Он не связан с эффективностью освоения профессиональных компетенций. Студенты готовы пожертвовать качеством образования в угоду удобного дистанционного формата и формальной корочки диплома.
Дистант и здоровье
Все как-то забыли о том, что работать за компьютером можно весьма дозировано. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером согласно санитарным правилам и нормам не должна превышать: для учащихся 1-4-х классов — 15 минут, 5-7-х — 20 минут, 8-11-х — 25 минут. И как это согласуется с фактическим расписанием занятий в школе, как организуются и контролируются перерывы?
Состояние психического здоровья студентов и школьников напрямую также влияет на эффективность обучения. Этот момент должен быть на особом счету у руководства образовательных учреждений. Из-за недостатка живого общения некоторые обучающиеся страдают от средней или тяжелой депрессии, что негативно отражается на усвоении учебных материалов.
При этом есть мнение, что у людей, вовлеченных в учебный процесс, реже встречаются психологические заболевания, а чтобы поддерживать их интерес на высоком уровне, нужно использовать специальные коммуникационные стратегии преподавания.
Но на самом деле все наоборот: человек хорошо вовлекается в учебу благодаря своей здоровой психике. То есть интерес учащегося к занятиям — это признак его психологического благополучия, а не причина.
Тревожные данные можно увидеть и по высшему образованию, где по результатам диагностики почти три четверти студентов демонстрируют различные признаки психологического неблагополучия: из них около 20% — синдромы депрессии умеренной тяжести или тяжелой депрессии. Можно ли что-то с этим сделать?
Да, и прежде всего, это разумный смешанный формат обучения. Он становится все более актуальным еще и потому, что преподаватели перестали быть единственным источником знаний. Они должны не только находить подходящий электронный контент под каждое занятие, но и помогать ученикам ориентироваться во всем обилии образовательного материала, который есть в интернете. Это кропотливая работа, требующая тщательной подборки контента. Но чтобы внедрить смешанный формат, нужно полностью пересмотреть методики преподавания и адаптировать их к новым реалиям.
Подводя итоги, можно сказать, что за два года пандемии система образования смирилась с дистанционным форматом. Еще 20 лет назад мы мечтали о том, что дистанционные технологии приведут к выравниванию образовательного уровня по планете, ведь теперь человек из любой удаленной точки земли сможет учиться в МГУ или Гарварде.
Фактически сегодня мы имеем ситуацию, при которой студенты и их родители сами формируют спрос на низкосортное образование, когда не напрягаясь можно получить диплом государственного образца, которого формально хватает для устройства на работу, но в процессе обучения можно вышивать крестиком или спать, прячась за аватаркой в зуме.
А это значит, что, скорее всего, мы столкнемся с кризисом репутации вузов и «диплом государственного образца» перестанет быть значимым индикатором при трудоустройстве. За границей оценка конечного результата обучения по профессии решается через сдачу сертификационных экзаменов по ней, что сразу расставляет все на свои места с пониманием того, кто четыре года вышивал крестиком, а кто учился. Так что основные итоги и результаты еще впереди.