Основатель АНО «Азбука семьи», автор книги-тренажера для родителей «Азбука счастливой семьи», мама пятерых детей Диана Машкова поделилась тем, какие «обесценивающие установки» родители время от времени, сами того не желая, дают своим детям.
Приведем примеры некоторых обесценивающих фраз, которые иногда "сами собой" слетают с губ родителей. И постараемся разобраться с тем, как они могут повлиять на внутренний мир ребенка, на его взросление.
Обесценивание чувств
Высказываниями «Тоже мне горе, котенок потерялся», «Тебе уже три года, ты большой, не реви», «Распустила нюни, быстро собери, чтобы я не видела» и подобными фразами родители отвергают чувства ребенка. Приказывают взять их под контроль, не проявлять.
Дети — отличные ученики. Если установка повторяется постоянно, она прочно входит в их жизнь. И, став взрослыми, они уже не могут распознать ни собственных, ни чужих эмоций. «Что ты чувствуешь?» — спрашивают человека. «Эээ», «Я думаю, что…» — отвечает он или даже вовсе избегает ответа.
Сравнение с другими
«Миша для тебя — пример, он круглый отличных», «У Оли все аккуратно, а ты»… Постоянная необходимость с кем-то конкурировать рождает неуверенность в себе и тревожность. А еще опасные для хорошего самочувствия ребенка мысли: «Я не такой, какой нужен маме» и/или «Я докажу маме, что я такой, какой нужен ей!».
При высокой интенсивности сравнений можно добиться того, чтобы ребенок всей своей жизнью доказывал родителям, что он их «достоин». Разумеется, на собственную жизнь сил у него тогда уже не останется.
Переключение внимания с проблемы
«Ой, гляди какая птичка», «Смотри-смотри, самолет летит!», «Ого, вот это дааа, видишь, какой…», — все это, чтобы ребенок не заплакал, забыл о переживании, переключился. Маленькие дети послушно меняют фокус внимания — и вот уже ушибленная коленка не болит, а ссора со старшим братом забыта и, кажется, всем хорошо.
Но нет — если человек приучен переключаться с тяжелых чувств вместо того, чтобы с ними справляться, возникает риск не сформировать навык преодолевать сложные ситуации. А вместо этого заниматься избеганием. И с другими людьми — супругой, детьми — поступать точно также: обесценивать их потребности в сопереживании, утешении.
Критика и унижение
«Хватит есть, уже в дверь скоро не войдешь», «Кто так одевается?! Кошмар!», «Ну сколько можно тупить, совсем мозга нет!». Если мы думаем, что так помогаем ребенку похудеть, научиться одеваться красиво, развиться интеллектуально, то спешу огорчить. Результат будет совсем другим.
Как обесценивающие установки влияют на ребенка?
«Обесценивающие установки» могут привести к тому, что у ребенка разовьется чрезмерная самокритика, которая сопроводит его во взрослую жизнь. Человек будет катастрофизировать даже незначительные свои ошибки (читайте также: 4 главных родительских греха в воспитании детей).
Будет болезненно и негативно реагировать на комплименты, похвалу, не умея с благодарностью их принять. Может по привычке продолжать сравнивать себя с другими, разумеется, не в собственную пользу и страдать от этого…
Жить с подобным грузом чрезвычайно тяжело, а достигать результатов в профессии, в любимом деле, в личных отношениях — чересчур сложно. Нет веры в себя, в свои возможности и способности. Нет навыка справляться с переживаниями и успешно преодолевать сложные ситуации. Нет контакта со своими чувствами и тем более с чувствами других.
Что можем мы, родители? Отказаться от подобных установок и помочь нашим детям построить в будущем счастливую взрослую жизнь, а заодно и серьезно сэкономить на психотерапевтах (читайте также: Им было до слез непросто: как воспитывали девочек во времена Российской империи).
Основатель АНО «Азбука семьи», руководитель Всероссийской сети школ родителей «Азбука семьи», автор книги-тренажера «Азбука счастливой семьи» и мама пятерых детей.
Личный сайт