Томас Эдисон — американский изобретатель, который за свою жизнь смог получить около трех тысяч патентов: чуть больше тысячи — в Соединенных Штатах, а остальные — по всему миру. Из всех его изобретений большинство — не были уникальными, а просто улучшенными версиями.
Однако на протяжении XX века Эдисон был самым идейным изобретателем на планете. Его изобретения имеют всемирную известность и без многих мы не смогли бы представить нашу современную жизнь. Однако не все они имели колоссальный успех, и вот одно из тех, которое обернулось провалом для изобретателя.
Неудачный опыт
Человеку в ХХI веке почти невозможно представить то время, когда не существовало такого понятия, как записанный звук. Но оно было. И в 1877 году, в возрасте 30 лет, Эдисон со своим фонографом из фольги преодолел этот особый «звуковой барьер», впервые в истории выдав звук, который был записан, и затем, воспроизведен.
Эдисоном был составлен список 10 основных применений фонографа:
диктовка и запись писем;
аудио книги для слепых;
обучение ораторскому искусству;
запись музыки;
запись голосов членов семьи;
музыкальные шкатулки и игрушки;
говорящие часы;
запись речей политиков;
обучающие записи;
вспомогательный прибор к телефону.
Эдисон считал, что игрушки — это один из способов использовать развлекательный потенциал его фонографа, но нестабильная поверхность для записи из оловянной фольги не была коммерчески жизнеспособной. Потребовалось развитие восковой цилиндрической звукозаписи, и усовершенствование технологии, прежде чем инновация стала коммерчески выгодной: он и его партнеры начали производить говорящих кукол.
Жуткие куклы
Каждая кукла имела рост около 55 сантиметров, весила 1,8 килограмма, имела фарфоровую голову и деревянные конечности с суставами. В жестяное туловище каждой игрушки была встроена миниатюрная модель фонографа, на котором было записано исполнение одного из многих популярных в те времена стихотворений, песенок или даже молитв (читайте также: Как выглядят три самых опасных куклы в мире, в которых живет зло).
При постоянном вращении рукоятки, расположенной на спине куклы, ребенок мог прослушать у нее один-единственный детский стишок. Однако голоса, читавшие их, принадлежали совсем не детям. Стихи записывали молодые женщины, работавшие в заводских цехах и громко читавших вслух для машин, делая для каждой куклы отдельную запись.
Проблема в том, что женщины во время записи пытались имитировать детский голос. Это звучало жутко. Особенно если таким голосом произносилась молитва. А потом она проигрывалась из куклы, внешний вид которой тоже пугал. Так себе зрелище, если честно.
И, как казалось, новая инновационная игрушка должна была вызвать всеобщее восхищение. И она вызвала. Но только в прессе, до самого выпуска кукол в продажу. И, как только они покинули производство, посыпались жалобы: рукоятка была смещена, стилус легко вынимался из каретки, восковая пластинка была подвержена поломке, а качество звука оставляло желать лучшего. К тому же, детей пугал вид куклы с металлическим телом и жуткой разговорной записью.
Многих кукол вернули в магазины — одни были разболтаны внутри, другие не разговаривали, третьи были отправлены обратно с заявлением, что после использования в течение часа они стали слабее, и их слова нельзя было разобрать (читайте также: Мальчика принимают за жуткую куклу из-за редкой болезни — фото).
Также, большим недостатком была сама стоимость куклы — от 10 долларов за раздетую куклу, до 20 долларов за одетую, по тем временным расценкам. Поэтому, всего через несколько недель после выпуска кукол, Эдисон отозвал их с рынка. Восхвалявшая игрушки до выпуска пресса начала в открытую критиковать их в газетах, а сам Эдисон позже называл свои творения «маленькими монстрами».