Метод зубрежки на деле приведет только к переутомлению и, в конечном счете, может даже негативно сказаться на результатах. Анастасия Екушевская, психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart, рассказывает, как построить свою подготовку к ЕГЭ так, чтобы подготовиться без стресса и на максимальный результат.
Выбирать подходящее время для учебы
Биологические часы или деление людей на сов и жаворонок ― это не миф, а научный факт, который можно использовать на пользу себе. В соответствии со своим хронотипом можно планировать день: заниматься подготовкой к экзамену на пике активности, а во время спада ― рутиной, простыми задачами или просто отдыхать. Час учебы в подходящее время даст больше, чем 5 часов ночной зубрежки (читайте также: пережить ЕГЭ: как уберечь выпускника от нервного срыва).
Чтобы определить ритм, достаточно посмотреть, во сколько человеку комфортнее ложиться и просыпаться где-то в середине долгих каникул или отпуска, когда не надо вставать по будильнику. Жаворонки спят с 23:00-00:00 до 07:00-08:00, совы ― с 01:00-03:00 до 09:00-11:00. Кстати, среди подростков большинство ― совы.
Для жаворонка комфортнее всего будет просыпаться в 06:00-08:00, готовиться к ЕГЭ с 10:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00, а после этого отдыхать. Для сов все иначе: им тяжело просыпаться раньше 09:00, а их мыслительный процесс запускается ближе к 16:00-17:00 часам.
Постоянно делать перерывы
Наше внимание постоянно находится в одном из двух режимов работы ― сфокусированном или рассеянном. Каждый из них нужен и полезен: именно в сфокусированном режиме мы запоминаем информацию, анализируем ее, решаем задачи, мыслим рационально.
В рассеянном ― мыслим креативно и можем посмотреть на известную задачу с неожиданной стороны. Мозг не может находиться постоянно в одном из них, он устает. И когда это происходит, можно сколько угодно укорять себя в лени и заставлять сфокусироваться, но это никак не поможет подготовке (читайте также: почему дети плохо сдают ЕГЭ: 6 типичных ошибок родителей).
Поэтому свой распорядок дня нужно построить так, чтобы постоянно переключаться. Исследования показывают, что подросток может удерживать внимание на учебе в среднем 28-48 минут. Лучше опередить усталость и сделать перерыв на 5 минут уже через 25 минут учебы, а через 1,5-2 часа сделать перерыв побольше ― на 15-30 минут. Такая техника управлением времени называется Pomodoro. Чтобы метод работал эффективно, во время перерыва лучше отвлечься от учебника или компьютера на зарядку, общение с друзьями или просто стакан воды.
Отслеживать свой прогресс
Со всем стрессом перед экзаменами легко не заметить, сколько всего уже выучено и сделано. В таком состоянии очень легко потерять веру в себя и свои силы, мотивацию. Тогда начинается прокрастинация, подготовка с каждым днем становится все менее продуктивной.
Чтобы правильно отслеживать свой прогресс, нужно вначале определиться с целью и отправной точкой. Цель должна быть предельно конкретной и измеримой: какой именно балл нужен для поступления? какие задания пробника получаются из раза в раз, а в каких проскакивают ошибки? сколько осталось времени на подготовку, если не забывать отдыхать и отвлекаться? Чем реалистичнее ответы, тем больше вероятности выбрать верную стратегию подготовки.
Цель и начальная точка определены, следующий шаг ― разбить план подготовки на большие темы и маленькие подтемы и фиксировать, когда она пройдена. Например, в плане подготовки к ЕГЭ по русскому может оказаться большая тема «знаки препинания в сложном предложении» и две подтемы ― в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении.
Возьмите за правило вычеркивать тему из плана только тогда, когда правильно выполнено четыре задания по ней. Именно так отслеживают прогресс в Skysmart: если ученик хорошо выполнил четыре задания, например, с тегом навыка «Умеет использовать Present Simple», то интерактивная платформа считает, что он усвоил этот скилл. Но это лишь один из множества инструментов оценки: например, есть проверка специфических скиллов («Может услышать цифры в объявлении отправления поезда») и отслеживание разрыва навыков (когда грамматика на уровне В2, а устная речь — на уровне А2).
Репетировать
Если экзамен ― это что-то совершенно новое и поэтому пугающее, то можно справиться с неизвестностью репетицией. Попробуйте воссоздать для подростка атмосферу экзамену: пусть он представит в деталях, как он заходит в комнату, как в класс, берет с собой только ручку и лист бумаги, читает задания, а потом выполняет их за ограниченное время.
И пусть не полагается на ответы или учебы ― их лучше отложить в другую комнату или надежно спрятать в шкафу. Когда наступит день экзамена, вся ситуация будет для ребенка знакомой, а значит, предсказуемой и совсем не страшной.