Перед тем как отправить ребенка в школу, родителям стоит явно позаботиться о том, чтобы уровень его подготовки соответствовал всем необходимым требованиям, которые из года в год продолжают неуклонно расти. Вот, например, какие навыки чтения часто преподносятся как базовые:
• умение отличать гласные и согласные буквы;
• умение найти в предложенном слове определенную букву;
• умение подобрать слово, которое начинается на предложенную букву;
• навык деления слов по слогам;
• умение прочесть небольшой фрагмент текста из нескольких предложений (хотя бы читая слова по слогам);
• чтение небольших предложений и пояснение смысла прочитанной информации.
Прежде чем усаживать ребенка за алфавит, важно убедиться, что малыш готов к тому, чтобы научиться читать.
Как понять, что пора
Самый верный признак — это желание и интерес к чтению как занятию. Чтобы ребенок готов был приложить усилия, важна внутренняя мотивация, которая и порождает энтузиазм в обучении.
Иногда такие дети делают вид, что читают. Это указывает на то, что малыш понимает, что читать книгу или журнал — это наверняка стоящее занятие, которое он хочет попробовать.
Или же ребенок может притворяться, что пишет. Ему нравится брать мелки, ручки, карандаши и вырисовывать каракули, тем самым имитировать письмо, порой даже объяснять, что значит та или иная закорючка.
Однако все детки разные, как и их интересы: кто-то может проявлять подобное поведение в 4 года, а кому-то и в 8 совсем неинтересны буквы. Чтобы замотивировать малыша, используйте всевозможные интерактивные инструменты: кубики, музыкальные алфавиты, буковки-магнитики, ролики на видеохостингах, красочные мобильные приложения с анимированными персонажами.
Создаем среду
Если малыш и вправду заинтересован в чтении, надо создать правильную среду для легкого и непринужденного обучения. Чем скорее вы это сделаете, тем быстрее будет результат.
1. Моя семья читает
Наверняка вы замечали, как дети имитируют деятельность взрослых, будь то разговор по телефону с серьезным видом или же попытка приготовить завтрак. Проверните то же самое с чтением. Читайте ежедневно сами, попросите об этом всех членов семьи, затем с интересом обсуждайте прочитанное. Скоро вы заметите, как малыш начнет встраиваться в разговор, задавать вопросы и тянуться к книге.
2. Ого, как много разных книжек!
Будущий школьник должен наблюдать большое количество книг дома. Иначе зачем ему учиться читать? Также позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был выбор того, что он может захотеть почитать. Гуляйте с ним по книжным магазинам, посещайте ярмарки, покажите ему, что есть очень красочные книги, детские журналы, комиксы, сборники сказок…
Цель — сделать выбор доступным и тщательно отслеживать, к чему именно проявляет интерес ребенок.
3. Читают не мне, а со мной
Когда ясны интересы малыша, самое время сделать чтение ежедневным занятием. Читайте, сидя рядышком с ребенком, показывайте ему картинки, спрашивайте его о персонажах, позвольте ему самостоятельно переворачивать странички, ведите его пальчиком по строке, которую читаете в данный момент. Не стоит сразу сильно нагружать ребенка, начните с 15 минут в день. Если заметите, что малышу этого недостаточно, попробуйте увеличить время.
4. Я «читаю» своей маме
Время от времени просите малыша «почитать» вам его любимую книжку, например, сказку, которую он слышал множество раз прежде. Пускай малыш пробует восстанавливать в памяти прочитанное по картинкам, переворачивает по ходу сюжета странички.
5. Научите меня читать
Теперь, если малыш еще не начал самостоятельно немного читать, самое время приступить к активным действиям со стороны ребенка. В вашем арсенале множество проверенных временем методик (Монтессори, методика Зайцева, звуковой метод, методика Домана, чтение по слогам и т. д.). Хотя до сих пор и ведутся дискуссии за исключительность каждой, лучшая — это та, которая подходит к индивидуальным особенностям именно вашего ребенка. Пробуйте несколько — и обязательно найдете что-то по душе.
Главное, не переусердствуйте и внимательно отслеживаете моменты, когда малыш начинает утрачивать интерес. Если такое произошло, самое время сделать паузу и переключиться на другое занятие. До следующего раза подумайте хорошенько, что можно улучшить, как разнообразить совместное чтение.
Комментарий специалиста
Педагог по комплексному развитию интеллекта дошкольников
«Главное в обучении чтению — это последовательность от самого простого к самому сложному. Поэтому буквы мы начинаем изучать с гласных, которые состоят из одного звука: О, А, У, Ы, а уже потом присоединяем к ним согласные буквы, тоже простые.
При этом мы не учим названия букв, а учим именно произношение. То есть символ (буква) и звук. Например, обозначаем букву «К» звуком «к». Потом, когда мы научили ребенка присоединять гласный к согласному, очень легко можно использовать упражнение «Еду на машине». Берем какую-нибудь гласную букву, например, «У» и едем на машине к букве «М». «Ууууу» и приехали к «М» — получилось «УМ».
Не обязательно со всеми согласными нужно закреплять этот навык. Если у ребенка хорошо получается, то можно переходить к присоединению гласного звука к согласному. Это чуть посложнее. Важно, чтобы ребенок усвоил, что когда мы видим определенную букву, мы произносим определенный звук. Произносим слог «МА» четко и отрывисто, потом соединяем — получается «МАМА».
Для лучшего усвоения можно спеть песенку или сыграть в игру «Прыгаем с кочки на кочку»: отталкиваемся от «М» и прыгаем «Ааааа». Опять отталкиваемся и прыгаем — получается «МАМА».
Когда ребенок научился присоединять гласный звук к согласному, мы учимся присоединять вторую согласную, чтобы получился закрытый слог. Отрабатываем это на простых словах: ДОМ, ТОМ, КОМ, КОТ и т. д. При чтении закрытого слога из трех букв обязательно произносим отдельно. Слоговое чтение может вызывать трудности у ребенка, т. к. в русском языке в слоге может быть и пять, и шесть букв, и произносить их все сразу тяжело. Поэтому произносим отдельные склады: «д» «о» — ДО, «м» — «ДОМ».
Следующий этап — соединение нескольких согласных. Также по звукам.
Хочу обратить внимание на то, что никогда не надо говорить ребенку о том, что научиться читать сложно, нужно заинтересовывать самим процессом: «Ой, посмотри что здесь нарисовано на картинке! Давай разберемся, здесь что-то написано…» И ему уже будет интересно прочитать самому».