Дети XX века и нынешние — сильно различаются. Детские площадки тоже. Изменился образ жизни семей, воспитание детей и, конечно, все больше главным другом ребенка с первых дней жизни становятся гаджеты. Это круто повлияло на то, как и где играют сегодняшние дети.
С тем, что было и что происходит сейчас на детских площадках разобралась Валерия Савиных, ландшафтный дизайнер, руководитель и сооснователь бюро городской среды «SPACES».
Первые детские площадки
Раньше в привычном нам понимании детских площадок не было. Это связано с жизненным укладом того времени. Вспомните, дети тогда воспитывались или в больших крестьянских семьях, где было не до детского досуга, или в семьях дворянских, где с детьми целенаправленно занимались их воспитанием, образованием. Основные игры были друг с другом, либо с младшим, или младший со старшими.
Для игр дети в это время использовали чаще подручный и природный материал — ветки, дощечки, тряпочки, предметы интерьера, превращали в игры домашнюю работу, которую им поручали (перебрать крупу в крестьянской семье или рукоделие/столярничество дворянских семьях, например).
Первые детские площадки стали появляться в конце XIX века. Их появление было связано с необходимостью оградить детей от преступности и беспризорности. Сначала они появились в Германии, затем и в других странах (читайте также: Папины дочки: как выглядят и чем занимаются дети главных секс-символов Голливуда).
По этой причине появилась и первая площадка у нас — в 1894 году ее открыли в СПб на личные средства царской семьи. Детей там учили грамоте, ремеслам и воспитывали. Следом такие площадки появились во многих городах России.
После революции площадки возникали везде. С подачи Н.К.Крупской, тогдашнего наркома образования, их открывали во дворах, в парках и скверах, возле школ и детских садов. Тогда же эти площадки стали оборудовать горками, лестницами и различными «лазилками», а затем — и спортивными снарядами.
Послевоенное время
В послевоенное время случился бум дворовых площадок: требовалось больше внимания уделять воспитанию детей и их социализации, ведь с развитием промышленности в города стали перебираться сельские жители. Это привело к появлению подобных объектов на придомовых территориях. Они не отличались разнообразием, редко учитывали запросы детей, но создавали возможность для разнообразного досуга.
До 90-х годов дети самостоятельно организовывали для себя на этой площадке игры, какие-то подвижные и/или ролевые занятия — «вышибалы», «снежки», «мячики», «догонялки», «казаки-разбойники», «классики», «дочки-матери». Сами придумывали сценарии и распределяли роли, кому насколько хватало фантазии. В этот момент дети учились выстраивать коммуникации, кооперироваться и делегировать полномочия.
Многие игры были связаны с риском. Этому есть объяснение. Почему, например, детям нравилось играть на строительных площадках? Потому что ребенок, когда он развивается, ему важно пробовать себя и оценивать риски. Понимать, что он может физически, а что он нет. Отсюда и желание куда-то залезть повыше, чтобы стать побольше.
«Не трогай, не ходи, не бери»
Кстати, современные мамы и папы, у которых было такое активное детство на стройплощадке, сейчас находятся в сложном положении: помня детство, далеко не безопасное, они щепетильно относятся к своим детям и стараются, тем самым, оградить их от рисков: туда не лезь, здесь не наступи, это не трогай (читайте также: Сейчас это кажется диким: 10 вещей, которые умели делать только дети в СССР).
Казалось, бы родители, оберегают ребенка, но на самом деле он не получает нужной информации в процессе взаимодействия с окружающей средой. Это важно, особенно в том возрасте, когда ребенок только вылезает из коляски и начинает ходить - в этот период от 1 до 3 лет - это возраст исследователя, когда все познается через руки, через рот. То есть ребенку нужно все вокруг потрогать, сорвать, пощупать, понюхать. Как, к примеру, убедиться, что елка колючая, не потрогав ее?
Эти психологические особенности детей сегодня учитываются при организации игровых пространств. Там есть возможность для оправданного риска и экспериментов. В этом главная особенность современных площадок — они планируются с учетом запросов и психологических особенностей различных возрастных категорий детей.
Если ребенку, по своей натуре хочется все вокруг потрогать, пробовать, поэкспериментировать, ему нужно создать место, где он это может безопасно сделать.
Свои особенности есть у разных возрастов детей. Например, дети с 5 до 7 лет — это дети в активной физической фазе развития. Они бегают и прыгают, стараясь изучить возможности своего тела с точки зрения физических законов: им хочется спрыгнуть, забравшись чуть выше, хочется повисеть, покачаться.
Производители площадок стараются учесть это, но не всегда на это обращают внимание родители. Поэтому, когда на площадку приходят дети, старше или младше рекомендованного возраста, им сложнее найти для себя занятие.
А что сегодня?
Сейчас много самых разных площадок в Москве — они ориентируются не только на возраст, но и на развитие социального общения. При строительстве внедряются те практики, которые активно используют в Германии: детская площадка, развивающая навыки коммуникаций — играя, дети учатся общаться и договариваться друг с другом и взрослыми.
Это делается осознанно, поскольку у взрослых, приходя на площадку есть желание не «включаться» с ребенком в игру — сесть на скамейку и наблюдать, а ребенок в это время будет регулярно подбегать и теребить. Подход состоит в том, чтобы установить на площадке элементы, которые требуют участия не одного ребенка, а еще кого-то — другого ребенка или взрослого.
То есть когда на площадке стоит сложная конструкция, которую задействовать могут только несколько человек, это подталкивает к развитию коммуникаций. Учит общаться и взаимодействовать со сверстниками, координации. Учит развивать общение с родителями: нужно маме донести мысль, что хочется сделать.
Кстати говоря, совместно активное участие в игре на детской площадке со своим ребенком имеет большое значение. Ребенок более инициативен, не боится испытывать что-то новое, поскольку чувствует себя увереннее.
На современной игровой площадке это необходимо учитывать. Важно, чтобы находились возможности для занятий каждых возрастов, включая родителей, по-отдельности, но, точно так же важно и то, чтобы были варианты игры, предполагающие совместное участие.