Все мы с теплотой вспоминаем свои школьные годы. То время, когда учеба была еще на первом месте, а праздники и экскурсии могли разжечь искры в глазах даже самых серьезных учеников. С особым трепетом некоторые люди вспоминают свое школьное прошлое, которое проходило в эпоху СССР. И дело не только в атмосфере тех лет.
Советский союз славился своей уникальной системой образования — отличной от других стран. Она состояла из разнообразных дисциплин, часть из которых, к сожалению, со временем изжили себя и полностью пропали из программы. О том, какие предметы были тогда, а потом исчезли — расскажем в нашей статье.
Марксизм-ленинизм
Как предмет школьного курса, дисциплина была интегральной и неотъемлемой частью образовательной системы. Аналитическая программа включала основные положения марксистско-ленинской философии, экономики, истории и политологии. Ребят учили критически мыслить, что очень помогало в решении социальных проблем.
История коммунистической партии
В рамках этой дисциплины дети изучали историю и формирование коммунистической партии, ее роль в обществе. Этот предмет входил в обязательную программу, начиная с младших классов и до выпускного экзамена. Детям рассказывали об истории становления коммунизма, биографии и роли общественных лидеров, таких как Владимир Ленин и Иосиф Сталин.
Основы диалектического материализма
На уроках ученики осваивали теорию исторического материализма, которая объясняла процесс развития общества через противоположности классов и их борьбы за власть. Дети изучали все о коммунизме — общественном строе, где все люди имеют равные возможности и обеспеченность (читайте также: Почему школьницы в СССР выглядели старше своих лет? На то были необычные причины).
Военная подготовка
На занятиях школьникам объяснялись основы военного дела: строевая подготовка, тактика и стратегия боевых действий в советской армии. Еще ученики должны были знать наизусть устав, воинские звания, структуру и рода войск.
Помимо теории, ученики постарше привлекались к практическим занятиям, к примеру, приемам обороны. А также могли изучать элементарные навыки ориентирования на местности и основы выживания в экстремальных условиях.
Этика и психология семейной жизни
Целью этого курса было формирование нравственно-этических основ и построения благополучного образа семьи. Предмет знакомил школьников с базовыми понятиями первого социального института, этикетом в повседневной жизни и взаимодействием между супругами. В рамках дисциплины особое внимание уделялось эмоциональному развитию и психологическому благополучию членов семьи.
Кстати, именно про последнюю дисциплину все больше говорят в современном мире. Даже шла речь о том, чтобы ввести нечто подобное в обиход нынешних школьников, которые зачастую, выйдя за пределы общеобразовательного учреждения, к реальной жизни бывают совершенно не готовы (читайте также: Нашим детям и не снилось: что умел к 10 годам каждый советский школьник).
Пока на стадии обсуждения вопрос о появлении у школьников с 2025 года такого предмета, как семьеведение. Кажется, он был бы действительно полезным абсолютно всегда — независимо от времени и эпохи.