Первое, что нужно понять, эти установки мы даем детям для себя, а не для них. Таким способом мы снижаем свою родительскую тревогу. Мы переживаем, чувствуем себя беспомощными в попытках оградить ребенка от проблем, и именно эту тревогу передаем детям вместе с установками. Неосознанно предлагаем им начать тревожиться самим вместо нас, думая, что дети благодаря этому станут осторожнее. А что получаем в итоге?
Тревожных, неуверенных детей, которые не могут отличить реальную опасность от мнимой. Они на всякий случай начинают бояться всего. А еще — перестают чувствовать родительскую силу и теряют опору. Это логично, поскольку они от нас ощущают тревогу, а не силу. Это приводит к проблемам с успеваемостью и здоровьем, ухудшает самооценку, мешает здоровым отношениям со сверстниками. Но ведь мы не этого хотели добиться.
Нужно понять, что мы привыкли путать два понятия: тревогу за ребенка и любовь к нему. Для нас тревожусь — значит, люблю. Нет. Тревожусь — потому что мне не хватает опор на себя, доверия и чувства собственной безопасности. Это все про себя, и к детям не имеет отношения. И что же делать? (читайте также: 7 подарков, которые навлекут беду в дом и испортят жизнь — забудьте о них навсегда).
Замечать свою тревогу, успокаивать себя, поддерживать, а ребенку нести любовь, поддержку и веру в то, что он справится. И вы увидите, как он начнет справляться. Есть несколько групп негативных установок. Подробнее остановимся на каждой.
Установки про чувства
тебе должно быть стыдно
не плачь
нельзя так злиться или смеяться, завидовать
хватит хныкать, капризничать
мальчики не плачут
Если мы так говорим, значит, сами плохо выдерживаем свои чувства, не знаем их и не умеем регулировать. Важно позволить детям чувствовать и поддержать их в выражении чувств.
Установки про действия, успех
делай, как я сказала
без меня не делай
сейчас я тебе помогу
я в твоем возрасте…
отойди, я сама сделаю
Важно, чтобы ребенок учился самостоятельности, совершал ошибки и умел исправлять их, учился выигрывать и проигрывать, действовать и достигать успеха. Не мешайте ему, а лучше — поддержите.
Установки про принадлежность
ты моя опора
что бы я без тебя делала?
я от тебя этого не ожидала
Одна из самых сложных вещей для родителей — понять, что ребенок — отдельный человек со своей судьбой, характером. Он нам не принадлежит и ничем не обязан за свое рождение. Мы сами решили привести его в этот мир. Поэтому он не должен соответствовать нашим ожиданиям и нести взрослые функции.
Установки про самооценку
Маша — молодец, а ты — как обычно
плохой мальчик, плохая девочка, безобразница
почему у других детей получается?
Родителям бывает проще с неуверенными в себе и очень послушными детьми. Поэтому мы сравниваем их с другими и внушаем плохость. В итоге этот послушный ребенок будет сидеть на нашей родительской шее до старости. Потому что здоровая самооценка — это ядро личности.
И это ядро нужно укреплять, подчеркивая уникальность, талант, особенности вашего ребенка, подсвечивая его сильные стороны. Не бывает идеальных людей и идеальных детей. Бывают здоровые и счастливые, которые потом становятся успешными, потому что мы в них верим и поддерживаем (читайте также: Стать уверенной и счастливой: 8 модных лайфхаков, которые помогут вам поднять самооценку).
Установки про способности
ты ни на что не способен
ты дурак, дура
руки как крюки
не умничай
Родители испытывают к детям разнообразные чувства. Мы уже говорили о тревоге, а кроме нее мы злимся, завидуем, обесцениваем, стыдимся, чувствуем вину и так далее. Это нормально. Но важно брать ответственность за эти чувства и не перекладывать их на детей.
Они не виноваты в том, что ощущаем мы. С детьми все в порядке. Мы, взрослые, можем не справляться с нашей жизнью и винить в этом детей. И нормально говорить с детьми о своих чувствах: «Я злюсь из-за того, что…» и обязательно объяснить из-за чего, «Но я все равно тебя люблю». Поверьте, лучше сказать: «Я злюсь», чем «Ты — дурак».
Установки про лидерские качества
будь как все
не высовывайся
что тебе больше всех надо?
Дети разные. Если у ребенка нет лидерских качеств, лучше не ждать от него этого и не заставлять. А если есть, то важно поддерживать. Пусть ваш ребенок будет самим собой.
Установки про существование
глаза б мои тебя не видели
уйди с глаз моих
слышать тебя не хочу
если бы не ты, я бы…
у меня была такая тяжелая беременность, я так долго тяжело тебя рожала
Это самые трудные установки. Ребенок слышит послание: «Не живи, лучше бы тебя не было, от тебя одни проблемы». Соответственно, стремится заболеть, исчезнуть, живет с чувством вины. В идеале мы говорим ему: «Я так рада, что у меня родилась именно ты», «Ты для меня лучше всех», «Я — счастливая мама». Ведь это тоже правда.
Установки про выбор
делай, как я сказала
что скажу, то и наденешь
я лучше знаю, как тебе поступить
Если ребенок не научится делать выбор, он не повзрослеет. Можно начать с незначительных вещей: пусть он сам решит, что поест, что наденет, куда пойдет. Постепенно по мере взросления ребенка можно будет делегировать ему право выбора в более значимых аспектах его жизни. Он лучше нас знает, что ему нужно, но в разном возрасте и в разной степени.
Установки про близость
(любые фразы, обесценивающие другого родителя или детей противоположного пола)
мама у нас ленивая, глупая
папа всегда такой
мальчикам не стоит доверять
Важно осознавать, что мы таким способом пытаемся привязать его к себе и лишаем его возможности научиться близости и доверию в отношениях с другими людьми. Нам самим не понравится результат такого воспитания. Важно понимать, что у меня, как у родителя, своя близость, свои отношения, а ребенок будет строить свою близость. И со мной в том числе она станет более качественной.
Установки про размышления и выводы
вырастешь — поймешь
не умничай
много будешь знать, скоро состаришься
не рассуждай, а делай, что тебе говорят
ты что, думаешь, что ты самый умный?
не думай об этом, отвлекись (при переживаниях)
много думать вредно
Думать — полезно, размышлять, анализировать, делать выводы — очень эффективно. Это хороший навык, который вы можете поддерживать в ребенке с детства. Если мы, взрослые, будем осознавать себя и нести больше ответственности за свою жизнь, решения, поступки, чувства, ресурсы, то наши дети вырастут здоровыми, успешными, любящими и счастливыми.
Психолог, основатель Квантовой психологии в России. Сооснователь Ассоциации Квантовых Специалистов. Автор и Телеведущая программы «Квантовая дива» на Europa+TV. Блогер, интервьюер, трендсеттер мышления и образа жизни.