Со 2 сентября по 2 октября на theDay проходит
Мой второклассник действительно живет по режиму: отбой в одно и то же время (в выходные поблажка — плюс полчаса), домашнее задание не позднее 7 часов вечера и так далее. Но мне казалось, что у него довольно лояльное расписание.
И тут мне стало интересно: каким же он сам видит свой идеальный день? Я решилась на эксперимент: неделю не буду напоминать ребенку ни о каких делах и разрешу ему делать все, что сам считает нужным. Сын, конечно, обрадовался. Единственное ограничение, которое я поставила: школу можно пропустить один раз за время эксперимента.
Ну, поехали.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Встаем по будильнику. На завтрак попросил бутерброд с колбасой. Дала даже два. Умылся, почистил зубы — все это без напоминаний. Гордо косил глазом: мол, видишь, я не такой безответственный, как ты всегда говоришь.
После школы закрылся у себя в комнате: судя по звукам, включил одновременно и приставку, и какие-то свои дикие каналы на планшете. В обычной жизни я не разрешаю такую какофонию. Но сейчас молчу. Я кремень.
Время обеда давно прошло, секций сегодня никаких. Дверь в комнату за все время открывалась дважды — мальчик ходил попить и в туалет. Окей, не просишь есть — и не надо.
К папиному приходу ребенок все же оторвался от гаджетов. Минут на десять — доложить, что в школе все хорошо. Потом снова скрылся за дверью детской. Выскочил оттуда с дикими глазами в половине девятого вечера: «Мам, я ж не ел сегодня днем! Покорми меня, пожалуйста».
Поел и обратно — шмыг. Не вытерпела. «Спать, — спрашиваю, — не хочешь?» «Не, мам, еще поиграю».
В 11 все же отлип от телевизора, почистил зубы, принял душ и пошел спать.
ВТОРНИК
Встал с трудом. Еще бы, так поздно он ложиться не привык. А подъем в обычное время. Проглотил завтрак и ушел в школу.
Вышел после учебы: глаза в пол, улыбки как не бывало. Да и чему радоваться — уроки-то вчера не сделал. Даже и не вспомнил про них. А учительница вспомнила. Двойку на первый раз не поставила, раньше же за парнем такого не водилось, мама не позволяла.
Ну а тем временем нам пора на секцию. К счастью, туда ходит с удовольствием и посягательством на свободу эти занятия не считает.
Дома снова схватился за приставку. Минут через 20 выглянул: «Мам, обед скоро?»
Пообедал, побежал обратно. «Не забудь, пожалуйста, позвать меня на ужин».
«Следи, — говорю, — за временем. Ты знаешь, во сколько ужинаем».
Дальше в точности повторился вчерашний день. За исключением того, что за столом он сидел вовремя без напоминаний.
СРЕДА
«Сегодня не пойду в школу».
Отвернулся и спит дальше. Что ж, тут без сюрпризов. Уроки-то вчера опять не сделал. Воспользовался возможностью отменить ожидаемый позор.
Проснулся часов в 10 в отличном настроении. Конечно, школу же прогулял. Но придется веселье подпортить. Напомнила, что учительница требует выполнять классную работу за пропущенные дни. Да, у нас эксперимент, я заставлять не буду. Но завтра все же на занятия, а педагог в наших договоренностях не участвует.
Промолчал. После завтрака пришел с учебниками: помоги разобрать пропущенное. Сделали уроки, ура!
Тем временем на улице пошел снег. В этом году настоящая редкость. Надо ловить, пока не растаял. Сын обрадовался. «Сейчас, — говорит, — немножко поиграю, и пойдем гулять».
Очнулся часа через четыре. Ну, мил человек, извини. Закончился твой снег. Уже дождь.
Дождь был и в квартире. Мальчик рыдал так, что я думала, затопит соседей. Ушел обратно в комнату, демонстративно выключил телевизор, убрал планшет, взял книжку. Читал до обеда, за обедом, после обеда…
Потом позвал меня смотреть вместе кино. Окей, я не против. Но через час. Сначала мне нужно закончить работу.
«Позови меня, когда освободишься!»
После фильма опять взялся за приставку, играл до ужина. Но уже без прежнего энтузиазма. После ужина вспомнил: английский не сделан! А завтра репетитор.
Лег спать опять поздно, делал английский.
ЧЕТВЕРГ
Пришел из школы счастливый: не зря уроки делал. Пятерки по русскому и по английскому. На энтузиазме сразу сделал задание на завтра. Неужто взрослеет?
А, нет. Показалось. После уроков опять прилип к приставке. Решила не напоминать про тренировку. Разумеется, сам не вспомнил.
«Мам, сегодня же четверг?»
«Да».
«А секция?!»
«Тебе было некогда, я не отвлекала».
Да, пообедать он тоже опять «забыл». Опять рыдал, но уже меньше. А смысл плакать? Сам виноват. В 9 вечера без напоминаний отправился в душ. Через полчаса уже лежал в кровати. Буркнул: «Выспаться хочу, всю неделю сонный хожу».
Да, малыш, это взрослая жизнь. Добро пожаловать.
ПЯТНИЦА
После школы — студия, потом домой. Впереди выходные. Мне интересно, увидим ли мы с мужем за два дня сына хотя бы час в общей сложности?
Но сначала пятничный вечер. Обычно у нас это семейное время — наш папа приходит с работы раньше обычного, и мы либо смотрим фильм, либо играем в настольные игры.
В этот раз ребенок решил схитрить и предложил папе «погонять в приставку». Отличный ход, сынок. И любимый гаджет из рук можно не выпускать, и вроде как вечер с семьей. Только где маме место при таком раскладе? Окей, сегодня промолчу, пусть играют. Ушла читать книгу.
СУББОТА
Одиннадцать часов утра — из детской комнаты ни слуху, ни духу. Мы уже давно позавтракали, занимаемся своими делами.
«Мам, можно бутерброд?» — голова высунулась и спряталась обратно.
«Он что, там до сих пор играет?» — поинтересовался супруг.
«Понятия не имею».
В комнату к нему не захожу принципиально. Соскучится по родителям — выйдет сам. На душе, конечно, кошки скребут, но держусь. Через час пришел довольный, сияющий. Игру прошел полностью: «Мам, чем теперь мне заняться?!»
Я так и села: «А что, приставка больше не котируется?»
Надоело… И приставка надоела, и планшет, и каналы… Я вот только игру хотел пройти полностью. Ну и прошел. Теперь делать нечего.
Аллилуйя! Дождалась! Только теперь у нас нарисовалась другая проблема. Ребенок так привык к электронным помощникам, что совершенно разучился развлекать себя сам. Пришлось напомнить, что у него два шкафа книг, столько же — игрушек, которые он уже несколько месяцев не брал в руки. Три коробки «Лего», а также возможность смотреть кино и мультфильмы. И даже вместе с родителями.
Вторую половину субботы ребенок от нас с мужем практически не отлипал. Звал играть с ним, прибегал, чтобы прочитать смешные цитаты из книг, сам выбрал кино для семейного просмотра. Помог с уборкой. Время от времени подбегал к окну, чтобы посмотреть на погоду.
«Пап, возьми меня завтра с собой на рыбалку», — засыпающим голосом. И выключился. Даже раньше времени. Устал с непривычки, делами-то заниматься.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Пришел к нам в кровать в 7:30 утра. Родители, мол, вставайте, я выспался. Да, вот тут гаджеты были полезны. По крайней мере, можно было поспать, а ребенок сам себя развлечет. Но вот парадокс: именно сегодня они ему не нужны.
Что мы успели сделать за воскресенье, конспективно.
- Погулять (и немного порыбачить с папой).
- Приготовить вместе обед и ужин.
- Поиграть в «Монополию».
- Сделать уроки.
- 30 раз поныть, что скучно и нечего делать.
- Прочитать две книги.
- Перебрать игрушки.
За один день мы провели вместе больше времени, чем за всю неделю. Перед сном сын признался: ему понравился эксперимент. А я начала делать выводы. И вот какие.
1. Границы в этом возрасте все еще необходимы. У младшего школьника пока еще нет четкого понимания, что можно, что нельзя. Нет чувства времени и контроля за ним. Они не могут самостоятельно справиться со своими желаниями и эмоциями, так что тут мы, взрослые, должны прийти на помощь, даже если она и кажется тиранией.
2. Я проверила свою теорию: Образно говоря, если ребенку разрешать есть сладкого сколько и когда он захочет, ему это дело быстро надоест, и он сам попросит мяса или супа. Так и здесь за пять дней сын так «переел» гаджетов, что его потянуло на полезные вещи.
3. Ну и последнее: я поняла, что он не такая беспомощная ромашка, как мне казалось. Пару раз остался без обеда и сам стал контролировать время, когда пора есть. Так что считаю, что от эксперимента вышла польза.
А вы ставили с детьми такие эксперименты?