Последнее время психологи говорят о том, что литература не только развлекает малыша, но и способна заложить в нем определенный жизненный сценарий, схожий с любимой сказкой. Мамы испокон веку, баюкая детей, рассказывали им были и небылицы.
Позже фольклор собирали и сохраняли для нас известные сказочники всего мира — братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро, Сергей Аксаков и другие. Благодаря им мы с вами можем понимать, какое представление об окружающем мире закладывали детям родители и общество. В фольклоре, собранном сказочниками, аккумулировался исторический опыт, с ним передавался культурный ген и стереотипы отношений.
Но с развитием общества многовековые гендерные стереотипы значительно изменились. Возможно, когда слагались и пересказывались сказки, которые мы знаем с детства, модель поведения главных героев была нормой. Однако на сегодняшний день многие сказки требуют пересмотра сюжетных установок. Что же в них не так с точки зрения реалий нового дня? Рассмотрим на примерах самых известных сказок.
Драматург, сценарист, педагог-психолог и автор сказок на образовательном сервисе терапевтических и воспитательных сказок MySkazka.com
Личный сайт«Русалочка» Г.-Х. Андерсена
Был на моей памяти случай, когда девочка из ПТУ влюбилась в звезду с плаката. Продала мамины украшения, чтобы попасть на концерт своего кумира. Прорвалась за кулисы, даже провела с ним ночь. А наутро резала вены, осознав, что она для своего кумира не более чем девочка на ночь — где она и где он? Типичный синдром Русалочки. Случается, что подобные «русалочки» всю жизнь живут иллюзиями и в итоге превращаются в морскую пену.
Помните, Русалочка из сказки ради любимого принца готова была на все: терпела боль, чтобы у нее появились ноги, стала немой, отдав колдунье свой чарующий голос, попрощалась со своей семьей и морем. Не напоминает ситуацию, когда мы подстраиваемся под мужчину и отказываемся от своих интересов в угоду его целям и ценностям? Эта сказка — идеальный пример созависимых отношений: смысл жизни сосредоточен в партнере, учитываются только его желания, ради него женщина терпит обиды и боль. Чаще всего такие отношения не приводят к браку, потому что мужчине не нужны жертвы ради любви, девушка не должна отказываться от своих интересов. Если же семья все-таки образовалась, то сценарий поведения супругов будет напоминать героев из сказки: муж-принц позволяет себе все, а его жена, как Русалочка, терпит, прощает и страдает.
«Аленький цветочек» Сергея Аксакова
Наверняка у каждой из вас есть подруги или знакомые, возложившие на себя миссию спасительницы. Женщины из этой категории потенциально выбирают себе в спутники мужчин с пороками и зависимостями, будь то алкоголь, наркотики, азартные игры. Сказать спасибо «спасительницы-великомученицы» могут «Аленькому цветочку».
Эту сказку со слов своей ключницы записал в середине XIX века Аксаков. Она является одной из разновидностей так называемого бродячего сюжета. Тема красавицы и чудовища была популярна у европейских народов. Сюжет, его мы не будем пересказывать, так как он хорошо известен, — это поучающая притча.
В ее основе просматривается принцип: «Если женщина любит мужчину достаточно сильно, она может изменить его». Это могучее, всепроникающее убеждение кажется заложенным в нашу психику. Но если в сказке главной героине помогает волшебство, то в жизни чудесного превращения не встречается.
Энтузиазм в подобных отношениях держится недолго, женщина начинает увядать и либо сбегает в поисках нового «чудища», либо остается верной одному-единственному и спасает его до конца дней (при этом конец, как правило, наступает раньше у женщин, чем у «чудищ»).
«Белоснежка» братьев Гримм
Девушки с синдромом Белоснежки обычно имеют определенный круг поклонников, которых держат на расстоянии — «про запас», до поры до времени, пока принц не подоспел. В сказке «Белоснежка» прописаны два женских сценария. Первый — это сама Белоснежка. Девочка, выросшая без матери, без понимания своих женских потребностей.
Она сама пугается своей женственности. Второй — запреты, исходящие из семьи, Белоснежка обесценивает мужчин (рядом с ней они становятся гномами), так как боится психологической близости с ними. Она позиционирует себя либо как сестра, либо как мать.
Далее по сюжету следует смерть, которую можно расценивать как трансформацию — избавление от предрассудков, переход в зрелый возраст. Но как происходит этот переход? Гномы переносят гроб, гроб падает, и у Белоснежки изо рта вылетает кусок отравленного яблока. А тут и принц очень к месту подоспел. Но, простите, что для своей трансформации делает Белоснежка?
А просто лежит в гробу мертвая — мягко говоря, ведет себя пассивно. Согласитесь, слабо верится в то, что при пассивной жизненной позиции возможна трансформация. Под лежачий камень, как говорит та же народная мудрость, вода не потечет.
«Спящая красавица» Шарля Перро
«Спящие красавицы» — это аборигены сайтов знакомств. Чаще всего ведут виртуальный образ жизни, перебирая фотографии и анкеты мужчин в ожидании принца. В лучшем случае пару раз в год могут сходить на свидание. Этому популярному у европейских народов сюжету придал литературную форму Шарль Перро еще в конце XVII века. Потом к сказке будут обращаться многие творческие люди, писатели, композиторы, кинематографисты.
Жизненный сценарий главной героини схематично можно описать так: женщина живет «правильной» жизнью, не чувствуя всю ее полноту, она может существовать в фоновом режиме.
Но такие красавицы помимо веры в волшебный случай еще и холодны и эмоционально зависимы. Бесчувственность же в данном случае обусловлена не жестокостью, а большим количеством внутренней боли от пережитых когда-то неразделенных чувств.
В жизни спящие красавицы могут бежать от реальности не в сон, как героиня сказки, а в игры, зависимости либо другие способы изменения реальности.
«Золушка» Шарля Перро
Ну и на десерт всеми любимая «Золушка». Пожалуй, самый яркий пример сказки, с которой заложен базовый «патриархальный» код. Главная героиня — сирота, выполняющая всю тяжелую работу по дому. Она кроткая, послушная, терпеливая. Такой должна быть женщина. При этом самостоятельность, независимость, активность преподносятся как отрицательные черты (мачеха, сестры героини).
Образ матери вообще не встречается в подобных сказках либо предстает размытым. Зато есть добрая волшебница, которая и помогает Золушке попасть на бал и повстречать принца. В этом сюжете хорошо виден нравственный посыл: будьте покорными судьбе, смиритесь со своей участью и за страдания получите вознаграждение от доброй феи в виде кареты, хрустальных туфель и принца. Однако в жизни все наоборот. Если всю жизнь покорно перебирать пшено, то непременно явится злая мачеха и подсыплет еще пшена.
Модели жизненных сценариев в вышеперечисленных сказках разные, но объединяет их пассивная — жертвенная — роль героинь. И, надо сказать, эта роль совершенно не ложится в контекст современной жизни. Сегодня женщина наравне с мужчиной строит карьеру, играет в политические игры, активно отстаивает права, ей нельзя быть пассивно-сентиментальной, это уже считается моветоном.
Да, общество не стоит на месте, гендерные роли меняются. С одной стороны, дети видят в семье и социуме примеры определенных поведенческих сценариев, тогда как сказки, в которых заложены стереотипы абьюзивных отношений, по сей день не утратили популярности.
И, читая сказки, дети получают следующий message: быть «хорошей девочкой» значит не иметь права на недовольство. Поэтому, когда вы читаете своим детям сказки, не забывайте, не бойтесь и не ленитесь каждый раз обсуждать прочитанное, оспаривать написанное. Одним словом, учите детей думать.