Психолог, психотерапевт
«Дети часто награждают друг друга обидными прозвищами, и часто это сказывается на самооценке. Отношение к внешности основывается на общественных стандартах, и желание им соответствовать вполне естественно. Один из самых больших страхов человека — быть не принятым обществом, стать изгоем. Представление о том, что считается красивым, а что нет, складывается уже в детстве: сравнивая себя с другими, девочки осознают степень своей привлекательности, а мальчики — силы и выносливости».
Сила слова
В основе детских комплексов часто лежат не реальные дефекты внешности, а негативная оценка других людей и, как следствие, чувство неудовлетворенности собой. У детей неуверенность в себе часто появляется из-за негативной оценки окружающих. Например, если ребенка дразнят в школе. На то, как он будет это воспринимать, могут повлиять родители.
Не стоит убеждать малыша, что все это пустяки и не имеет значения. Для ребенка это действительно серьезные переживания. Как раз понимание и уважение этих переживаний и может оказаться целительным.
Еще одна родительская ошибка — приписывать детям недостатки взрослых: «весь в папу, такой же упрямый» или «у тебя плохая наследственность, досталась фигура бабушки». Вместо этого чаще напоминайте детям о том, какие они ловкие, сообразительные, умные и красивые. Важно, чтобы ребенок запомнил это еще в детстве. Ведь в подростковом возрасте на первый план выходит мнение сверстников, а все комплексы переживаются намного болезненнее.
Самооценка детей во многом связана с тем, как они относятся к своей внешности и воспринимают себя. Часто под проблемами с внешностью ребенок прячет другие сложности: неприятие его в коллективе, неумение общаться или неуспешность в какой-либо деятельности. Важно определить эти проблемы и помочь в них разобраться.
Волшебные сказки
Для поддержки младших школьников можно использовать примеры из жизни, литературы (например, Пеппи Длинныйчулок) или придумывать самостоятельно, как какой-то герой, похожий на ребенка, попал в подобную ситуацию и смог из нее выйти. Этим взрослые помогают справиться с проблемой, минуя сознательное сопротивление.
Также важно фокусироваться на успешности — той деятельности, в которой он может проявить себя. Этим взрослый не просто поможет изменить отношение к своей внешности ребенка, но и научит добиваться результата и быть успешным уже во взрослой жизни.
Если малыш сильно фиксирован на своей внешности, а все попытки перефокусировать его не удаются, он регулярно в подавленном или чрезмерно эмоциональном настроении, возникают проблемы с режимом жизни, особенно питания, есть нарушения в общении и основной деятельности, ребенок совершает поступки, которых он раньше не совершал, объясняя это отношениям к внешности, то, вероятно, есть смысл проконсультироваться со специалистом. Но важно помнить, что большая часть проблем детей — это просьба о внимании и любви от их родителей!