Оговоримся сразу: в глобальном смысле пользы от любых мультфильмов в принципе немного. Скорее от них польза родителям, которые в это время могут спокойно заняться своими делами.
Но, раз такое развлечение имеет место быть, все-таки хочется, чтобы картинка на экране как минимум не раздражала и не вредила. А еще лучше — приносила пользу. Редакция WDay расспросила родителей и выяснила, что они думают о современных мультфильмах и от каких из них стараются оградить детей.
«Маша и медведь»
Пошла девочка в лес и заблудилась. Попала в избушку медведя. Дальше сказку знают все: «Не садись на пенек, не ешь пирожок», «Высоко сижу, далеко гляжу». Вспомнили? Забудьте.
Одноименный сериал к творчеству русских народных сказителей отношения, кроме собственно главных персонажей, не имеет никакого. Более того, юную проказницу Машу, которая в мультфильме по большей части хулиганит, родители назвали самым вредным персонажем из современной мультипликации.
Ольга, мама трехлетней Светы:
— Моя дочка очень любит Машу, но я стараюсь пореже включать ей этот мультфильм. После него ребенок начинает буквально сходить с ума, подражая любимой героине (читайте также: Они реально существуют: 7 прототипов героев из советских и зарубежных мультфильмов).
Кстати, с мамами согласны и психологи, которые называют Машу классическим образцом гиперактивного ребенка. Но справедливости ради отметим, что в новых сериях девочка как будто бы немного повзрослела и у нее уже не столь шокирующие шалости. И смотреть на нее стало скучнее.
«Губка Боб»
Кто проживает на дне океана? Спанч Боб – герой американского мультфильма. Судя по количеству товаров с портретом этого квадратного уродца, он прочно занял свою нишу в индустрии. Но многие взрослые признаются: они стараются оградить своих детей от этого персонажа.
Елена, мама шестилетнего Кирилла:
— Посмотрела с сыном несколько серий и ужаснулась: примитивные шутки, некоторые из них даже опасны. Очень агрессивный грубый мультик.
В научной литературе, кстати, описан эксперимент, который проводили в США. Дошколятам показывали по несколько серий разных мультфильмов, а потом проверяли их на концентрацию внимания, агрессивность, гиперактивность. Угадайте, после просмотра какого мультика дети показали худшие результаты.
«Шрэк»
Последнее время большинство киностудий делают ленты, которые были бы одинаково интересны и детям, и взрослым. Идея прекрасна: малыши смеются от сюжета, родители — от вкрапленного взрослого юмора.
Но не всегда синтез удачен. И милейший огр для детей вовсе не так мил, как кажется нам. И детям меньше семи-восьми лет этот мультфильм показывать не стоит. А еще там есть откровенно садистские моменты — считают психологи.
Сергей, папа пятилетней Кристины:
— Когда смотрели этот мультик с женой, хохотали в голос. Решил показать его дочке. В момент, когда птичка лопается от пения главной героини, буквально закрывал ребенку руками глаза. До убийства соловья мы не досмотрели.
Такие ленты детям все-таки стоит показывать, когда они уже созрели для понимания подобного юмора. Или потом лечить их психику.
«Монстр хай»
После выхода на экраны этого американского сериала полки детских магазинов в отделах для девочек стали походить на витрины бюро ритуальных услуг. Гробы-кровати, черепа с бантиками и прочие атрибуты юных монстриц прочно заняли свое место в умах и сердцах девочек.
Многие мамы говорят, сперва ужаснулись, но потом присмотрелись и поняли: на самом деле мультик добрый. Но вот только почему эту доброту надо подавать через образы зомби и вампиров, сказать сложно (читайте также: 10 странных советских мультфильмов, которые не поймут даже взрослые).
Екатерина, мама 11-летней Юли:
— Моя дочка буквально сходит с ума по монстряшкам. В принципе как все девочки в ее классе. Для меня же это некрофилия в чистом виде. Стараюсь как можно меньше покупать ей все, что связано с этим мультфильмом, жду, когда мода на них закончится.
Кстати, два года назад Госдума пыталась запретить в России продажу игрушек по мотивам этого мультика.
P.S. В свою очередь родители назвали и самые полезные, на их взгляд, мультфильмы: «Фиксики», «Лунтик», «Смешарики. Пин-код», «Бэмби», «Даша-путешественница», «Свинка Пеппа».
Однако у современных психологов есть своя точка зрения на тему полезности мультфильмов. И, возможно, она вам покажется довольно интересной. Редакция WDay побеседовала с Лидией Квасовой, которая высказала свое мнение на этот счет.
Что думают психологи?
Не так страшен мультик, как его малюют. Для начала давайте разберемся, кому и зачем нужны мультики. В разном возрасте детей их функция будет совершенно разной.
Современные родители начинают показывать детям мультики чуть ли не с пеленок. Часто мотивируется это неким развивающим эффектом. На самом деле никакого развивающего эффекта от мультиков для ребенка раннего возраста нет. Но при этом демонизировать мультики тоже не стоит.
Положа руку на сердце, признаемся себе, что они нужны родителям больше, чем детям. Отвлечение, свободное время хоть на 5 минут… Тут главное — не переусердствовать. И если уж мы честно понимаем, что мультик нужен нам, а не ребенку, то подбираем мультики мы сами.
Чем плоха «Маша и медведь» для маленького ребенка? Там все происходит очень быстро, кадры меняются молниеносно, ребенок действительно перевозбуждается. При этом ребенок постарше уже может спокойно смеяться над Машей вместе со взрослыми без всяких перевозбуждений.
В дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок попадает в детские коллективы, мультики могут выполнять несколько другую функцию. Дети общаются, обсуждают то, что они смотрят, играют в героев.
Перечисленные в опросе мультики «Губка Боб квадратные штаны», «Монстр-хай» и «Шрэк» в настоящее время не являются хитами у детей. Более того, в этом возрасте родители также в состоянии оказывать влияние на выбор мультиков и их количество. Поэтому то, что мы считаем негативным, мы можем просто не показывать.
Очень здорово, если с ребенком сформированы доверительные отношения. Современная индустрия мультиков, кинематографа и онлайн-игр очень широка. И в случае доверительных отношений мы можем это обсуждать с ребенком уже более старшего возраста и выбирать вместе, что смотреть, а что нет.
И, конечно, не забываем, что основные ценности закладываются в семье, а никак не при помощи мультиков или чего-то еще. И если мы, как родители, этому способствуем, то любой, даже самый неприятный мультик вряд ли нанесет глобальный вред нашему ребенку.
Перинатальный и репродуктивный психолог