Совсем недавно в Вологде произошла страшная трагедия. Школьница и ее подруга поддались на уговоры незнакомки и пошли к ней домой. Только одна оттуда вышла живой, а вторая — нет. Это снова подтверждает то, насколько дети наивны и доверчивы по отношению к незнакомцам. Порой даже самые серьезные воспитательные беседы, проводимые родителями, не производят должного эффекта.
Однако представители организации «Лиза Алерт» стараются делать все возможное, чтобы с этой ситуацией бороться. Так, несколько лет подряд в разных регионах страны организация проводит эксперимент под кодовым названием «Не уйду с чужим».
Родители, желающие принять в нем участие, должны прийти с ребенком в условное место, оставить малыша и под любым предлогом удалиться. Как только мама или папа скрываются из виду, волонтер из числа поисковиков подсаживается к ребенку и пытается разговорить его, а затем увести с собой. Проверка завершается, как только малыш встает с лавочки и делает хотя бы несколько шагов с незнакомцем. Считается, что в условиях реальной жизни он уже пропал. Далее затеряться в толпе с ребенком — дело нескольких минут.
Одна из женщин решилась на этот эксперимент со своей дочерью Аделиной и рассказала нам, как это было.
Уйти нельзя остаться
«Моей дочке 7 лет. Мы часто говорим, что нельзя уходить с незнакомыми, проговариваем ситуации, если кто-то будет пытаться увести ее насильно, и даже придумали специальное слово, которое она будет ждать от взрослого, который якобы «пришел от мамы». В Аделине я уверена. Впрочем, так же, как большинство родителей, которые согласились принять участие в эксперименте (спойлер: для многих уход ребенка потом оказывался настоящим шоком).
Для проверки выбираем лавочку у фонтана в Парке отдыха в центре города. Волонтеры «Лизы Алерт» рассредоточены по периметру. Все начинается строго по предварительному созвону, ведь главное — действительно не оставить ребенка в опасности. Как только волонтер кивает, что готов, оставляю дочь и под предлогом покупки мороженого скрываюсь из вида. При этом меня трясет так, что, кажется, даже зубы стучат.
Во-первых, страшно понимать, что ты СПЕЦИАЛЬНО оставляешь ребенка, чтобы кто-то попытался его увести. А во-вторых, жутко представить, что будет, если она уйдет. Значит, все наши разговоры бесполезны. К слову, в «Лизе Алерт» заранее предупреждают, что минимум за неделю с ребенком нельзя повторять правила безопасности. Потому что память малыша кратковременна и он обязательно запомнит эти предостережения. А вот если он запомнил их раньше, значит, уроки усвоены крепко.
Вижу, как к Аделине подсаживается девушка и начинает о чем-то спрашивать. Вопросы стандартные: «Как зовут?», «С кем сюда пришла?», «Где родители?», «Любишь ли мороженое?». Здесь как раз и кроется первая ловушка. С одной стороны, мы учим детей быть коммуникабельными в современном мире, а с другой — должны понимать, что именно это желание пообщаться и может в итоге стать роковым.
Дочь ерзает на лавочке. Я схожу с ума за деревом. Время идет. Аделина продолжает общаться, но при этом все чаще оглядывается, а главное — не встает и не уходит. В общей сложности проходит шесть минут (вечность!), когда мне звонит волонтер. Он просит возвращаться, потому что дочь начинает плакать. И это хорошо, ведь если ребенок слезами, криками или другим поведением сможет привлечь к себе внимание окружающих, незнакомец уже никогда не решится увести его с собой.
Возвращаюсь. Дочь успешно прошла эксперимент. Правда, говорить ей об этом нельзя. По словам «Лизы Алерт», иначе в следующий раз ребенок будет уверен, что это очередная проверка (читай: игра), и спокойно уйдет…
После окончания эксперимента говорю с другими родителями. Многие не могут поверить, что их сын или дочь поддались на уговоры и уже через минуту-полторы покинули лавочку. Кто-то из детей пошел «посмотреть котика»; кто-то решил помочь незнакомому дяде, а кто-то поверил, что этот неизвестный ему ранее человек пришел, чтобы действительно отвести его к маме. И хотя поисковики говорят, что с каждым годом процент детей, которые готовы уйти с чужаком, становится все меньше, добиться 100%-ного результата им так и не удается. Это же, к сожалению, показывает реальная жизнь и криминальные сводки из разных городов…
Другие участники эксперимента также решили поделиться своими впечатлениями от произошедшего. Некоторые из них оказались по-настоящему удивлены.
Наталья Тарасова:
«Я пугала дочь злыми дядями, а к ней подсела милая женщина-волонтер. И все… Марина сразу расслабилась и не почувствовала подвоха. Как потом она мне говорила, тетя просто не может быть злой… Это же тетя!»
Тимофей Борисов:
«Мой сын не ушел, но меня смутило то, что после окончания эксперимента он был напуган, но ничего мне не сказал. На все вопросы, как провел время без меня и не подходил ли к нему кто-то, просто отмалчивался. Что это — страх? Понимание, что могло случиться страшное? У меня до сих пор нет ответа».
Вера Тимошкина:
«Нас „спасло“ кодовое слово. Когда волонтер предложил отвести мою дочь домой, она попросила назвать это секретное слово. И потом уже ни в какую никуда не пошла… Так что учите с ребенком „волшебные фразы“ и слова. Они реально могут спасти жизнь».
Юлия Сергеева:
«Оставляла двойняшек. Понятно, что воспитание — одно, разговоры о безопасности тоже одинаковые, и представьте, какой был шок, когда один решился уйти с дядей и даже настойчиво пытался уговорить второго… Видимо, все разговоры нужно начинать с начала, но теперь подбирать другие слова».