Родители по-разному воспитывают детей: кто-то мало о чем задумывается и действует по наитию, а кто-то рефлексирует и старается узнать о взаимоотношениях с ребенком больше. Но ни те, ни другие все равно не избегут ошибок — слишком сложным оказывается процесс. Клинический психолог и детский психолог сети клиник «Семейная»
Сложно определить, что именно не стоит говорить девочкам. В современном мире все, что говорится по поводу пола, гендера и секса, становится менее напряженным, менее эмоционально значимым. Все меньшее значение отводится понятиям «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», а на первый план выходят жизненные успехи, увлечения, умение справляться с трудностями, строить отношения с разными людьми, устойчивая самооценка, отсутствие депрессий и тревог. И это — то, что нужно всем детям независимо от пола. Тем не менее постарайтесь не произносить в присутствии дочки этих фраз.
Фразы отвержения. Например, «Если бы не ты, я бы рассталась с твоим отцом», «Когда ты родилась, нам пришлось очень трудно», «Никто нам не помогал с твоим воспитанием, мы работали, а тебя надо было кормить и водить в детский сад» или «Если бы не твое рождение, мама смогла бы сделать хорошую карьеру». Это может привести к чувству хронической вины и ощущению ненужности. Часто это провоцирует рискованное, саморазрушительное поведение и зависимости.
Оценочные фразы. «Будь похоже на…», «Почему Анечка это может, а ты — нет?», «Вот Таня уже шьет и вяжет, а ты до сих пор пуговицу пришить не можешь» и так далее… Такими фразами родители хотят приучить ребёнка двигаться вперед, быть самостоятельным и настойчивым. Но результат может получиться противоположным: дочка будет постоянно в себе сомневаться, сравнивать себя с другими, чувствовать себя неполноценной, иметь низкую самооценку, завидовать другим людям и всегда быть недовольной своими результатами. Потому что есть тот, у кого лучше.
Фразы недовольства. А именно — недовольства полом родившегося ребёнка. Ожидали мальчика, а родилась девочка? В этом случае любые фразы вроде «Жалко, что ты не мальчик, а то…», «Да, не тот у меня ребёнок родился» заставляют ребенка чувствовать себя ущербным, как бы родившимся не по праву. Чтобы избавиться от этого неприятного чувства и порадовать родителей, девочка может начать быть похожим на того, кем, по ее представлению, видят ее родители. Мальчиком — так мальчиком, лишь бы родители были довольны. Это может привести к потере истинного понимания о себе и неудачам в личной жизни.
Когда ребенок не учится замечать и выражать эмоции, он перестает чувствовать и обесценивает физические переживания
Фразы-запреты. Нельзя запрещать детям, особенно девочкам, чувствовать. «Не сахарная — не растаешь», «Не переживай из-за ерунды», «Как ты можешь бояться собаку, она не кусается», «Потерпи, не показывай свою боль». Когда ребенок не учится замечать и выражать эмоции, он перестает чувствовать и обесценивает физические переживания. Девочка приучается «не слышать» сигналы своего тела и психики о возможных неприятностях, (хотя, например, страх предупреждает об опасности, а гнев помогает снять излишнее напряжение). Впоследствии это может стать причиной психосоматических заболеваний. В силу своей низкой чувствительности такие женщины нередко могут оказаться жертвами несчастного случая, склонны «запускать» болезни.
Тревожные фразы. Реплики, выражающие излишнюю опеку, звучат примерно так: «Не трогай кошку — поцарапает», «Не лазай по деревьям — упадешь», «Не катайся на велосипеде — разобьешься», «Подожди, не делай этого. Обдумай хорошенько, а вдруг что-то случится», «Не делай этого, у тебя ничего не получится», «Тебе будет плохо». Если не давать девочке делать самые простые вещи, и внушать уверенность, что всё, что она сделает, все равно получится плохо, то с большой вероятностью ей будет сложно принимать какие-либо решения самостоятельно во взрослом возрасте. Она будет испытывать трудности в начале каждого нового дела, избегать любых трудностей и чего-то нового и не сможет в достаточной мере реализовать свои способности.
«Вредные советы». Опасно учить дочку транслировать недоверие к миру и к людям. «Никому не доверяй», «Все люди обманщики», «Верь только мне (родителю)», «Ты у меня такая застенчивая, такая трудная, такая особенная», «Ты не такая, как все». Эти идеи могут привести к страху общения с другими людьми, ощущению себя чужой среди людей, чувству нелюдимости и замкнутости. Во взрослой жизни такой человек может постоянно подозревать окружающих в предательстве, думать, что весь мир опасен и никому нельзя доверять. У таких женщин вероятны трудности в близких эмоциональных и сексуальных отношениях, в дружбе и налаживании деловых контактов.
Авторитарные фразы. «Не умничай!», «Не рассуждай, а делай», «Много думать вредно», «Не забивай себе голову всякой ерундой», «Подумай лучше о том, что я тебе говорю». Постоянное принижение способности ребенка мыслить самостоятельно и принимать решения самому может привести к инфантильности и безволию. Такие девушки часто могут совершать необдуманные поступки, а затем удивляться, как они могли это сделать. Они не способны решать трудные проблемы, склонны к злоупотреблению алкоголем, занятию отчаянным спортом или «безумными» развлечениями.
Вранье. «Мы же все для тебя делаем», а на самом деле ничего из того, что хочет девочка, не делается и ее даже не спрашивают. Когда взрослые говорят одно, а делают другое, дети бывают дезориентированы и не понимают, чего от родителей ждать и на что рассчитывать. Это непонимание может выражаться в недостаточном осознании своих потребностей и стать проблемой для будущих отношений дочки с противоположным полом.