Во многих семьях родители детей испытывают своеобразный когнитивный диссонанс, когда сначала сами отдают ребенка в музыкальную школу, а потом не хотят, чтобы он выбирал музыку в качестве профессии. О том, почему фраза «На жизнь этим не заработаешь» уже не актуальна, какие перспективы есть у молодых музыкантов и к чему готовиться их родителям, обсудили с известной российской пианисткой Еленой Дроздовой.
Отдать ребенка в музыкальную школу — до сих пор считается неким правилом хорошего тона. Во-первых, это развивает способности, во-вторых, приобщает к искусству, в-третьих, занимает и не дает возможности чаду бесцельно слоняться по улицам.
Но что если в какой-то момент музыка становится не просто хобби, и ребенок всерьез намеревается связать с этой сферой деятельности жизнь? Одни родители воспримут эту новость с радостью, другие — с тревогой. Чтобы вести с ребенком конструктивный диалог, прежде всего, стоит понять, какие перспективы могут ждать начинающего музыканта сегодня.
«В каморке, что за актовым залом»
Один из вариантов — музыка останется увлечением. Глубоким, сильным и, скорее всего, на всю жизнь, но увлечением. Даже если сейчас подросток просит перевести его в школу с музыкальным уклоном, после 9 класса собирается в музыкальное училище, а потом в консерваторию — это не значит, что завтра он не передумает.
Дайте ему шанс попробовать свои силы и не рубите с плеча, даже если музыкальная карьера не кажется вам блестящей идеей. Поддержите ребенка в его начинаниях, но не задвигайте на задний план другие занятия и школьные предметы. В какой-то момент, игра в школьной группе может выйти на первый план, а к 11 классу первенство возьмет математика или химия (читайте также: Тест: подходит ли тебе твоя профессия?).
В поисках продюсера и студии
Музыкант в современном мире — понятие довольно широкое. Это и профессиональный пианист, играющий концерты, и рэпер, записывающий альбом на микрофон в собственной комнате. Сейчас и правда у подростков намного больше возможностей для начала собственной музыкальной карьеры, чем у их сверстников пару десятилетий назад.
Освоить технические приемы, запись и сведение на довольно приличном уровне теперь могут даже школьники, да записаться в студии уже не так сложно. Если ребенок без теории готов перейти сразу к практике — пишет песни, выпускает синглы и выкладывает их в интернет в поисках своей небольшой аудитории, стоит направить его энергию в «мирное» русло: продумать варианты будущего и оказать посильную родительскую помощь. Многие музыкальные проекты, громко прозвучавшие на всю страну, вырастали из коллективов непрофессиональных музыкантов.
Поступление и обучение
Другой исход — ребенок получил начальное музыкальное образование и хочет связать жизнь с профессией в этой сфере. Значит, при поступлении его ждет многоступенчатый творческий конкурс, который зачастую оказывается сложнее вступительных испытаний на другие, более «приземленные» специальности.
Именно поступление становится первой серьезной проверкой на прочность, потому что в это время выпускник попадает в среду «таких же, как он» и вынужден конкурировать.
Занятия на инструменте, репетиции, экзамены — все это большой стресс для ребенка, который одновременно и закаляет, и подрывает веру в себя. Обучение в музыкальном колледже, институте, консерватории тоже далеко от представлений об обычной студенческой жизни.
Ненормированный график, огромная работа над собой, поиск возможностей, чтобы показать себя, а, возможно, и начать зарабатывать — все это может соединятся с моментами взлетов и выгораний, к которым нужно быть готовым как самому юному музыканту, так и его родителям (читайте также: 5 профессий, о которых мечтают родители для своих детей).
Другой путь
Получив музыкальное образование, многие музыканты задаются вопросом — а что дальше? Есть несколько путей развития. Далеко не все вырастают в больших профессионалов, не все становятся востребованными и популярными. Но это не значит, что музыкант — профессия без будущего.
В современном мире не обязательно зарабатывать на жизнь исключительно виртуозной игрой на инструменте или выразительным пением. Есть много профессий, в которых выпускник музыкального института может найти себя.
Композиторы, дирижеры, концертмейстеры, педагоги, звукорежиссеры, музыковеды, критики, редакторы нотной литературы, продюсеры — эти люди тоже посвящают себя музыке, получая удовольствие от собственного дела.
По классике
Музыка — мир серьезной конкуренции, поэтому до настоящего творческого Олимпа дотягиваются лишь единицы. Это могут быть или гении, или истинные трудяги, которые смогли проложить себе путь через настоящие тернии. Родители таких детей обычно рано замечают талант ребенка и способствуют его развитию на протяжении всего времени.
Особое внимание в жизни музыкантов «с большим будущим» играют всевозможные конкурсы. Таким музыкантам стоит мыслить масштабно, не ограничивая себя рамками одной страны, а развивая талант, опираясь на мировой опыт.
Иностранные стажировки, школы, поездки за границу — все это способствует формированию связей и обретению опыта. Что не исключает постоянного самосовершенствования и поиска своего собственного стиля на протяжении всей жизни.
Поэтому если ваш ребенок не собирает залы и не получает премии, это не значит, что его профессиональный путь не удался. Развитие общества и технологий расширяет горизонт профессиональных возможностей в музыке, позволяя найти свою сферу и стать в ней экспертом.