«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», — писал в своей работе «О воспитании» Василий Сухомлинский. О важности игры в развитии детей говорят многие психологи, большое внимание этой теме уделял Лев Выготский. Записывая своих детей во множество кружков и секций, мы хотим для них всего самого лучшего.
Однако по факту плотный график «развивашек», в котором не остается места для игр, лишает детей возможности развиваться в своем естественном темпе и нарушает заложенные природой алгоритмы. Не позволяя детям наиграться вдоволь в свое время, мы готовим хлеб для психотерапевтов, которые будут консультировать их через 20-30 лет. В этой статье мы постарались простым языком рассказать о важной роли, которую исполняют игры в жизни детей.
Когнитивное развитие: логика, мышление, фантазия
Для многих детей особые способности, одаренность, проявившаяся в раннем возрасте, оказывается вовсе не даром, а самой настоящей пыткой. Причиной тому становятся в основном родители, которые начинают затаскивать свое чадо по всевозможным дополнительным занятиям, зачастую лишая простых детских радостей и вынуждая взрослеть раньше времени. Через несколько лет одаренность начнет угасать, и могут начаться проблемы в школе, потому что у ребенка пропущен важный этап развития и становления. Абстрактное мышление, умение рассуждать, выстраивать причинно-следственные связи, проводить аналогии, использовать анализ, синтез и другие мыслительные операции — все это закладывается в детстве, и критическое значение в формировании этих навыков имеет именно игра.
Важно понимать, что энциклопедические знания, феноменальная память или особый художественный талант не сделают ребенка психологически и социально зрелым, для этого ему необходимо вовремя пройти все этапы развития, чтобы впоследствии, уже во взрослом возрасте, не добирать упущенное в детстве с риском для отношений и эмоционального здоровья.
Развитие кругозора и вкуса
Многие дети любят коллекционировать. Обычно дошкольники и младшие школьники собирают всякие мелочи: фантики, камушки, ракушки и прочие безделушки. Дети постарше начинают интересоваться вещами посерьезнее, например, открытками, модельками или фигурками. Почему бы не направить эту детскую страсть в познавательное русло? Объясним на примере машинок.
Можно просто собирать понравившиеся машинки, а можно составить полноценную коллекцию. Кстати, любители реалистичных мини-копий известных автомобилей очень уважают марку Matchbox, которая делает реалистичные литые модели с тонко прорисованными деталями. С качественной детализированной мини-копией гораздо интереснее изучать интересные факты о том или ином автомобиле и его историю. Игра в машинки идет на пользу для воображения и расширения кругозора, а коллекционирование помогает развивать дисциплину, аккуратность и умение мыслить стратегически.
Социальное развитие: ролевые модели, социальные паттерны, принципы построения коммуникации
В игре ребенок учится разбираться в системе отношений в семье и между людьми в целом, познавать окружающий мир и осознавать свое место в нем. Игра позволяет исследовать различные жизненные ситуации и примерять их на себя. Анализируя смысл действий, поступков, высказываний и проигрывая разные ролевые ситуации, дети перерабатывают и усваивают полученный опыт, интегрируя его в свою картину мира. Кроме того, игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Решая игровые задачи, дети действуют уверенно, не задавая вопросов взрослым и не спрашивая разрешения. Есть мнение, что дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами.
Развитие эмоционального интеллекта
Когда дети во время игры воспроизводят действия и разговоры взрослых, они проигрывают и изучают не только сценарий ситуации и поведение взрослых, но и то, какие эмоции транслируют другие люди. Это способствует развитию эмпатии, умения понимать эмоции окружающих и выражать свои.
Игра как психологический инструмент
Игра помогает детям выражать свои чувства. В каждой семье свои порядки, и у каждого родителя свой «бэкграунд»: непроработанные психотравмы, установки, приличный багаж из прошлого опыта, который сформировал определенные коммуникационные паттерны и накладывает отпечаток на отношения с детьми. Довольно часто даже при благоприятной атмосфере в семье дети скрывают свои подлинные чувства, не решаются рассказывать о своих страхах и переживаниях, и тогда между ними и их родителями, как тонкая прозрачная стена, вырастают барьеры. Играя, дети становятся более раскованными и проявляют свои истинные эмоции. То, что ребенок не готов или не решается высказать вслух в разговоре со взрослыми, он может свободно озвучить в контексте своей игры.
Родителям стоит присматриваться к сюжетам и содержанию игр своих детей. Однако если заметите что-то, что вас встревожит, ни в коем случае не вмешивайтесь в процесс и не прерывайте игру. Дождитесь, когда ребенок закончит играть, и деликатно обсудите то, что вас взволновало, при этом старайтесь не сеять в детях дополнительную тревожность.
Игра как развлечение
Было бы странно проигнорировать одно из базовых назначений игры — отдых. Погружаясь в мир собственных фантазий и переключаясь с внешнего мира на мир внутренний, дети получают эмоциональную разгрузку и легче справляются со стрессом.
Развитие речи
В создании образа во время проигрывания ролевых ситуаций особенно велика роль слова. Через слова, вложенные в уста персонажей игры, дети передают свои мысли и чувства, слова помогают понять переживания партнеров по игре и согласовать с ними свои действия. Атмосфера безопасности и раскрепощения во время игры способствует раскрытию речевых способностей и стимулирует развитие навыка формулировать свои мысли вслух.
Физическое развитие и социализация
Игры бывают разными, и в определенном возрасте особое место в жизни детей занимают игры подвижные: игры с мячами и скакалками, резиночки, всевозможные прятки, салочки и так далее. С одной стороны, активное разнообразное движение способствует полноценному физическому развитию, которое влияет на когнитивные способности, с другой — напрямую связано с социализацией и умением продуктивно общаться с окружающими. А если играть всей семьей, то даже самая простая «настолка» может превратиться в мощный инструмент семейного «тимбилдинга».
Врач-психиатр, нарколог, психотерапевт, к. м. н., эксперт по работе с подсознанием, МАК, преподаватель в высшей школе, инструктор Theta-healing®
Действительно, развитие детей должно происходить в первую очередь естественным способом, через общение и игры. Будущее детей зависит не только от возможности развиваться, но и от способа развития. Причем дети за счет своей фантазии и детского задора могут сделать игрой любую деятельность, даже ту, которая относится к сугубо бытовым обязанностям.
Ошибкой родителей является то, что уже чуть ли не с 2-летнего возраста многие пытаются создать своему малышу плотный график репетиторских занятий, как у взрослых, забывая о том, что это ребенок и детской психике нужны нагрузки, соответствующие возрасту. В результате мы получаем испорченные отношения в семье, капризного, раздраженного ребенка, который терпеть не может занятия и развивашки.
Более того, если ребенку не интересно, его не нужно заставлять. Гораздо эффективнее найти индивидуальный подход и подобрать то, что ему по-настоящему понравится. В процессе любого насилия над детьми формируются самые большие и болезненные внутренние травмы, дети чувствуют себя плохими, недостаточно достойными родительской любви и счастья. И самое страшное, что на таком фундаменте начинает строится вся взрослая жизнь в будущем, получая неудовлетворительные результаты. Длительная терапия у психотерапевта из-за огромного количества детских травм переходит достаточно часто в пожизненную. Но разве этого мы желаем своим детям?
На самом деле основная задача родителей — любить и принимать своих детей такими, какие они есть, что бы ни случилось. Конечно, важно увидеть интересы и таланты ребенка, направлять их, помочь развиваться в этой деятельности, учитывая его способности и особенности.
Немаловажную роль играет характер ребенка, уже с 3 лет понятен тип личности детей. Есть дети с демонстративными чертами характера, им всегда нужно быть в центре внимания, выступать на сцене и участвовать в активных мероприятиях. А есть дети замкнутые, которым нужно совсем другое, противоположное, в том числе для их развития. Родители далеко не всегда это учитывают, руководствуясь исключительно своими желаниями относительно будущего детей.
Совместное провождение времени с ребенком — один из лучших способов развития. Семейные посиделки, выходы в свет и даже игры помогают почувствовать тепло и любовь близких, в таких семьях дети развиваются гораздо быстрее. Родители — лучшие репетиторы. Подумайте, как лучше проводить свободное время с детьми. Вместе кататься на велосипедах, роликах, с горки или играть в настольные игры? А может быть, в выходные всей семьей налепить пельменей, создать дизайнерскую вещь для домашнего интерьера или сделать красивую поделку?
Все зависит от вашего желания, у каждого из нас сейчас огромные возможности. Используйте лучшие идеи для продуктивного роста и счастья своих детей.