Развитие креативности — скорее что-то факультативное, неважное, — то ли дело умение делить столбиком. В иерархии школьных предметов во всех странах мира сначала идут точные науки, затем гуманитарные, а уже после — занятия по развитию креативности. Как правило, это уроки рисования в младших классах.
Точные науки ассоциируются с возможностями, интеллектом, многообещающими возможностями в будущем — например, с профессией программиста или врача. В то время как креативные способности ассоциируются с чем-то низкооплачиваемым и малополезным для общества.
Почему это неправильно, объяснила Ольга Коротько, аналитический психолог, основатель Школы творческих ментальных состояний.
Аналитический психолог, куратор, преподаватель в Европейской Школе Психологии, основатель Школы творческих ментальных состояний
Так что же такое креативность на самом деле?
Креативность ошибочно связывают только с творчеством. Безусловно, творчество ее требует, однако сама по себе креативность как свойство мышления обозначает тенденцию отказываться от стереотипных, шаблонных способов мышления.
То есть, это не только про умение рисовать или петь, сколько про раскрытие индивидуальности, уникальности, развитие способности слышать себя и искать свой путь.
Креативность — это то, как ту или иную задачу решаешь именно ты, выходя за стандартные шаблоны и алгоритмы. И это именно то качество, которое сейчас больше всего ценят в сотрудниках самые топовые компании мира.
Например, согласно исследованию Adobe, 85% профессионалов с высшим образованием считают, что творческое мышление имеет решающее значение для решения проблем в их карьере. А анализ данных LinkedIn показал, что креативность является вторым наиболее востребованным профессиональным навыком и возглавляет список тех навыков, в которых компании больше всего нуждаются.
Иными словами, программист — прекрасная профессия, где действительно нужно знание точных наук. Но программист создает программу, которую до этого увидел через собственную креативность кто-то другой — творец и новатор.
Школа: без права на ошибку
Образование, в котором все строится на том, что у задачи есть только один правильный ответ, лишает ребенка возможности найти свой путь и стать уникальным творцом.
«5+5 равно 10», и тут у ученика нет пространства для поиска своих решений, как это могло бы быть с задачей «? +? =10», где есть множество вариантов ответа.
Даже продолжительность урока, которая четко отмерена 45 минутами, лишает ребенка возможности побыть с какой-то задачей дольше, пока он не найдет ответ.
Кроме того, стоя у доски, ребенок должен отвечать быстро и правильно. Если не ответил — отправят обратно за парту с плохой оценкой, закрепляя страх совершить ошибку. Это пространство, где нет возможности побыть с задачей, поразмышлять столько времени, сколько нужно. Ошибиться, попробовать снова, ошибиться — и потом, наконец, прожить момент прояснения.
Сформированный страх совершить ошибку — один из главных убийц креативности. Тот, кто не готов ошибаться, никогда не сможет создать что-то новаторское в мире.
Как помочь ребенку сохранить и развить креативность
Создавать творческое пространство дома.
Не делай уроки с ребенком без необходимости, не перепроверяй и уж тем более не делай домашние задания за него. Поощряй самостоятельные поиски и попытки найти свой путь.
Позволь ребенку совершать ошибки и никогда не ругай за плохие оценки. Ошибки — естественная часть пути.
Позволяй ребенку реализовывать себя тем способом, который ему нравится. Он мечтает создавать видео в TikTok? Вместо того, чтобы бросаться в осуждение в стиле «Мы в вашем возрасте…», порадуйся за ребенка, поддержи его начинания. И, может быть, создавайте видео вместе.
Кроме того, есть специальные упражнения на развитие креативности, которые подойдут для любого возраста.
Работа с ассоциациями. Возьмите газету, журнал или книгу, откройте на любой странице и укажи пальцем на произвольное слово. Теперь надо придумать как можно больше ассоциаций к этому слову. Вначале они будут стандартные, но постепенно вы увидите, как ассоциативный ряд расширится до необычных понятий.
Парадоксальные связи. Необходимо выбрать два абсолютно не связанных слова, а потом придумать предложение, в котором их можно гармонично использовать.
Новый язык. Детская забава — отличный способ развить креативность. Создавайте новые буквы, складывайте из них слова, предложения и короткие рассказы.
Выдуманный рассказ о случайном человеке. Можно выбрать любого и пофантазировать о его жизни, увлечениях, профессии.
Чтение слов наоборот. Надо переворачивать слова, а потом постараться сложить их в предложения.
Пикассо однажды сказал: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Однако креативность не исчезает со взрослением сама собой. Она оказывается вытесненной стремлением соответствовать установленным стандартам.