Многие родители неоднократно сталкивались с ситуацией, когда дети испытывали затруднения с выполнением домашнего задания. В такие моменты велик соблазн сделать все за них, чтобы помочь избежать стресса или неудачи. Рассказываем 5 неочевидных причин, почему делать уроки за ребенка — опасная практика.
Ущемление самостоятельности
Когда мы делаем уроки за наших детей, мы подрываем их уверенность в собственных способностях. Это может создать у них зависимость от внешней помощи, им будет сложнее преодолевать преграды самостоятельно.
Неучастие в обучающем процессе
Учение — это не только запоминание информации, но и участие в процессе обучения. Когда ребенок активно участвует в процессе решения задачи, он прокладывает нейронные связи в своем мозге, которые помогают ему лучше усвоить материал. Этого нельзя достичь, просто просматривая готовые решения.
Еще хуже, когда ребенок даже не посмотрит и не проанализирует решенные задания, которые сделала мама. На следующих уроках он постепенно начнет отставать от программы и придется нанимать репетитора или сидеть заниматься по ночам.
Создание нереалистичных ожиданий
Решая задачи за ребенка, мы можем создать иллюзию его беспроигрышности. Это может привести к тому, что ребенок будет ожидать от себя высоких результатов без затрат на усилия, что невозможно в реальной жизни. Ребенок должен учиться принимать и переживать не только победы, но и неудачный опыт (читайте также: Как котики помогают детям делать уроки: 25 невероятно смешных фото).
К тому же, родители иногда делают задание слишком идеально, блеснув своим высшим образованием — зачем делать на «3», когда можно сделать на «5»! Такое часто бывает с физикой, иностранными языками и другими сложными предметами: родители делают домашку с помощью своих университетских знаний и не учитывают, что дети не проходили сложные времена, уравнения и формулы.
А теперь представьте, что будет с ребенком, когда ему придется объяснять свое домашнее задание у доски перед всем классом! Пятно позора и смех одноклассников ему обеспечен.
К тому же, у учителя сложится ложное впечатление, что ребенок отличник. Рано или поздно завышенные ожидания разрушатся, а дети не поймут, почему учитель не доволен их работой.
Неверное решение
Не всегда родители достаточно компетентны для решения заданий. Во-первых, за много лет можно забыть многие предметы. Во-вторых, не всегда родители, например, хорошо знают иностранный или нюансы родного языка и будут только портить обучение своими советами. Если вы не уверены в своих знаниях, есть риск научить ошибочному произношению, грамматике или неверному разбору слова по составу.
Учитель, как правило, дает в классе подробные рекомендации по выполнению домашки. Поэтому зачастую дети лучше знают, какие инструменты надо применить для решения.
Формирование негативного отношения к неудачам
Неудачи — это неотъемлемая часть процесса обучения. Если мы защищаем детей от провалов, мы не даем им возможности научиться справляться с ними. Уже в школе ребенку стоит понять, что ошибки — это возможности для роста и развития (читайте также: Если учеба не нужна: как добиться любви к урокам у ребенка).
Потеря мотивации к обучению
Важно помнить, что мотивация к обучению идет изнутри. Если ребенок замечает, что его задачи постоянно выполняются кем-то другим, он может потерять интерес и желание учиться самостоятельно. Покажите, что в учебе есть творчество, креатив, исследование — принимайте участие в домашних заданиях, но оставляйте выбор и решение за ребенком.
Проблемы в отношениях
Привычка делать за ребенка его обязанности может вызвать конфликты и недопонимание между родителями и ребенком, так как последний может воспринимать это как недоверие к его способностям. А если ребенок поймет, что вы предоставили ему неверные ответы или информацию, он может потерять доверие к вашей помощи в будущем.
Помните, что делать домашку за ребенка — это краткосрочная помощь и незаслуженная хорошая оценка, порой чреватая рядом последствий. В долгосрочной перспективе такая практика приведет к проблемам в самостоятельном усвоении материала и в общей мотивации к обучению.
Наша роль как родителей и преподавателей — помочь детям стать самостоятельными, уверенными и любознательными личностями. Делать уроки за них, кажется, временным решением, но на самом деле может создать большие проблемы в будущем. Лучше поддерживать их старания, пусть и не всегда успешные: неудачи научат их учиться.
к.л.н., основатель Intellect English School, преподаватель с 20-летним стажем.
Личный сайт