Они испортят самооценку: какие фразы мама ни в коем случае не должна говорить девочке
Фото

Midjourney

У инициатора коммуникации (в данном случае, у родителя) всегда есть цель. Важно ее осознавать и понимать при общении с ребенком. Ведь с разными людьми (сверстниками, коллегами по работе, знакомыми) мы общаемся по-разному, а под детей часто не считаем нужным подстраиваться. Например, бросаем необдуманные фразы, в надежде на то, что ребенок поймет слова правильно и «переварит» их без последствий.

Замечали, что для кого-то разговор, построенный на вопросах и ответах, интересен, а кому-то утомителен и скучен? Для кого-то важны только факты и цифры, а кому-то нельзя ничего объяснить без использования метафоры.

Не так давно отмечался Международный День Девочек. И специально к этому событию мы готовили материал о том, какие фразы нужно говорить юной леди, чтобы поддержать ее и придать уверенности в себе. В этот раз поговорим о том, какие фразы говорить не стоит, у каких высказываний может быть высокий градус негатива, который может повлиять на эмоциональный фон девочки.

Поговорим об этом с Анной Мусахановой — сертифицированным тренером PCM, психологом-консультантом и коучем.

Они испортят самооценку: какие фразы мама ни в коем случае не должна говорить девочке
Фото

Natalia Bostan/Shutterstock/Fotodom.ru

Позиция «Я-ок», «Ты-ок»

Разобраться, как строить общение таким образом, чтобы ожидания были реализованы, желаемое получено, а участники коммуникации остались довольны результатами взаимодействия нам поможет методика Процесс Модели Коммуникации (Process Communication Model), придуманная клиническим психологом Тайби Кэлером в 70-е годы 20 века.

Первое правило гласит: общение может проходить в позитивном ключе, только если вы остаетесь в позиции «я-ок, ты-ок». Это значит, что вы относитесь к своему собеседнику, в данном случае — к девочке, как равному, не считая ни себя, ни свое мнение лучше или хуже другого. Такая установка изначально помогает принимать (не соглашаться, а именно принимать) точку зрения, отличную от вашей.

Не только «что», но и «как»

Следующее правило: важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим. Более 70% информации мы воспринимаем невербально. А если туда добавить еще и тон голоса, то будут все 80. Разным людям подходят разные стили — одной девочке важна спокойная речь и минимум движений при коммуникации, другой — активная мимика и жестикуляция с комбинации с игрой голосом.

Они испортят самооценку: какие фразы мама ни в коем случае не должна говорить девочке
Фото

Olena Serzhanova/Shutterstock/Fotodom.ru

Шесть типов личности

Ну и главное. Существует шесть типов личности — Логик, Упорный, Душевный, Мечтатель, Бунтарь и Деятель. В каждом человеке присутствуют все шесть, но в разных пропорциях, что дает нам 720 комбинаций структур личности. Один тип личности является для нас базовым.

В мир мы, как правило, демонстрируем признаки двух-трех типов личности, которые проявляются в нас особенно ярко. Если представить себе структуру личности в виде домика, то базовый этаж — это наш фундамент, основа, на которую мы опираемся, на верхних этажах — чердак, куда мы поднимаемся редко, в случае крайней необходимости.

Общаясь с близкими, особенно с детьми, мы часто бросаем фразы из позиции «я-ок, а ты не очень». В их основе может лежать страх, как за детей, так и за свой образ родителя. Конечно, мы переживаем и желаем своим чадам лучшего, наивно полагая, что жесткая фраза «приведет эту девчонку в чувства» и она (этот несносный, неопытный, ничего не понимающий ребенок) изменится. В реальности изменений не происходит, а отношения портятся, исчезает доверие, и девочка перестает идти на контакт. Давайте посмотрим, как это работает.

Они испортят самооценку: какие фразы мама ни в коем случае не должна говорить девочке
Фото

Yuganov Konstantin/Shutterstock/Fotodom.ru

Логик

Родитель с типом личности Логик в базе дисциплинирован, организован, он мыслит логично. Ему важна структура, системность. Ему очень хочется приучить ребенка к порядку. «Как этого можно не понимать?» - типичный вопрос Логика. Родитель-Логик хочет выглядеть компетентным, он боится, что его упрекнут в недостаточной экспертности. В стрессе он часто гневается.

Ребенок-Логик также как и взрослый-Логик придерживается системы. Ему нравится глубоко изучать предмет, анализировать информацию. Он бессознательно, а порой и осознанно делит людей на умных и глупых.

Что нельзя говорить Логику и как не стоит с ним себя вести:

  • Сомневаться в его интеллектуальных способностях: «Я так и знал, что у тебя это не получится, это слишком сложно для тебя».

  • Сомневаться в его экспертности: «Ты ничего в этом не понимаешь, не влезай в это дело».

  • Избегать конкретных ответов на его вопрос: «Давай потом это обсудим как-то, сейчас это неважно вообще».

  • Шутить с ним или сюсюкать, когда он серьезен: «Ух, ты моя профессорша, все-то ты знаешь».

  • Хвалить впустую (Логик всегда знает, заслужена ли похвала): «Какая ты умница, ты всегда молодчина, ничего страшного, что ответ неправильный».

Упорный

Родитель с типом личности Упорный внимательный, наблюдательный, преданный своим идеалам. У него есть четкие убеждения в том, как нужно воспитывать детей. Он требует от окружающих совершенства. Ждет, что все разделят его принципы и ценности. Родитель-Упорный в стрессе критичен, он придирается, иногда не замечает хорошего, концентрируясь на негативе.

Они испортят самооценку: какие фразы мама ни в коем случае не должна говорить девочке
Фото

ESB Professional/Shutterstock/Fotodom.ru

Ребенок с этим типом личности в базе с раннего детства имеет собственное мнение, его непросто переубедить. Он проявляет сознательность и ответственность. У такой девочки есть представление о том, как все должно быть устроено, и она предлагает всем делать так же, что может вызывать непринятие у других, считающих это занудством (читайте также: Почему японцы воспитывают детей только до трех лет — вы будете поражены).

Что нельзя говорить Упорному и как не стоит с ним себя вести:

  • Сомневаться в правильности его мнения/оспаривать его точку зрения: «С чего ты взяла, что это так, это просто твои выдумки».

  • Критиковать: «Когда уже ты прекратишь умничать, лучше бы занялась уборкой и сделали что-то более важное, вечно у тебя бардак».

  • Проявлять недоверие к нему: «Я проверю, когда ты придешь из школы, будь на связи и пришли мне фото домашней работы».

  • Перебивать или не давать слово: «Я знаю все, что ты сейчас скажешь».

  • Обесценивать его вклад в дело: «Ой, ну подумаешь, мило, конечно, с твоей стороны, но не более того».

Душевный

Родитель-Душевный, как правило, обладает большим количеством эмпатии, он сопереживает и сочувствует. Желание позаботиться — это внутренняя потребность, которую близкие Душевного не могут не ощутить. В стрессе Душевный переживает обиду, драматизирует, чувствует себя нелюбимым. Душевные родители имеют свойство гиперопекать своих детей.

Они испортят самооценку: какие фразы мама ни в коем случае не должна говорить девочке
Фото

fizkes/Shutterstock/Fotodom.ru



Ребенок с этим типом личности воспринимается другими как теплый, открытый, добрый. Он избегает конфликтов, ему сложно отказать другим. Отношения с учителями, одноклассниками имеют для такой девочки большое значение. В конфликтах она занимает положение жертвы.

Что нельзя говорить Душевному и как не стоит с ним себя вести:

  • Повышать голос, кричать: «Послушай меня! Хватит уже, что ты как мямля!!!»

  • Отказывать в любви и признании его как личности: «Ну что за телячьи нежности, некогда. Давай быстрее собирайся, все так живут, чем ты лучше-то?»

  • Лишать сенсорных удовольствий: «Какая разница, надень эту толстовку. Ничего страшного, что немного колется — можно потерпеть».

  • Наказывать молчанием: «Я не хочу с тобой разговаривать. Я не слушаю тебя сейчас вообще».

  • Лишать поддержки: «Разбирайся сама. Не маленькая уже».

Мечтатель

Родитель Мечтатель спокоен, уравновешен, дает ребенку много свободы и не устанавливает строгих правил. Может подолгу рефлексировать на разные темы, ему требуется больше времени на то, чтобы найти выход из ситуации. В стрессе может казаться отстраненным, не вовлеченным. Если ребенку нужна помощь, даст ему возможность решить проблему самому, более того, может не сразу эту проблему заметить.

Они испортят самооценку: какие фразы мама ни в коем случае не должна говорить девочке
Фото

Sergiu Birca/Shutterstock/Fotodom.ru

Ребенок с этим типом личности может испытывать сложности в школе из-за своей необычности и нежелания вовлекаться в групповую динамику. Такой девочке нужно время на созерцание и уединение.

Что нельзя говорить Мечтателю и как не стоит с ним себя вести:

  • Торопить: «Давай быстрее, что ты там вечно в облаках витаешь. Не тормози».

  • Общаться в жесткой форме: «Слушай, хватит уже тупить. Надоела».

  • Лишать возможности побыть наедине с самим собой: «Что ты тут закрылась в комнате? Мы все вместе вообще-то живем, с нами посиди».

  • Навязывать социальное общение: «Иди, погуляй с друзьями, нечего сидеть дома — ты не старуха».

  • Обвинять в безинициативности: «Сама кому-то позвони. Почему тебе должны общение предлагать? Сама не тянешься к другим, вот и сидишь дома».

Бунтарь

Родитель с типом личности Бунтарь умеет играть с детьми, получая от этого удовольствие и радость. Он весел, спонтанен и готов придумать что-то новое. Почему бы нам сейчас не покататься на скейтах? А что если мы...? При этом может быть непоследователен и забывчив. В стрессе ругается на весь мир, не осознавая своей ответственности и вины.

Ребенок-Бунтарь эмоционален, непоседлив и весел. Такой девочке сложно оставаться нейтральной по отношению к происходящему. Ей невыносима скука. В стрессе она становится злобной, обвиняет всех в своих неудачах (читайте также: Какие фразы мама должна говорить девочке, чтобы она росла со здоровой самооценкой).

Что нельзя говорить Бунтарю и как не стоит с ним себя вести:

  • Общаться монотонно и «читать лекции»: «Послушай меня и не перебивай, у меня жизнь за плечами».

  • Предлагать рутинные решения: «Давай составим расписание и будем его придерживаться день ото дня».

  • Лишать общения с друзьями: «Пока не сделаешь уроки, гулять не пойдешь, созваниваться тоже не разрешаю».

  • Навязывать свои правила: «Сначала надо сделать так, потому что это правильно, а у тебя все шиворот-навыворот».

  • Думать, что вы его переделаете: «Твой дурной характер я исправлю. Ответственности тебя научу. Ты мне еще спасибо скажешь».

Они испортят самооценку: какие фразы мама ни в коем случае не должна говорить девочке
Фото

Mladen Zivkovic/Shutterstock/Fotodom.ru

Деятель

Родитель-Деятель по сути своей достигатор и ждет от своих детей такого же подхода к жизни. Деятелю сложно принимать стратегические решения в отношении своих детей и быть последовательным. Не любит, когда дети жалуются, ожидая, что он сам найдет выход из ситуации. При этом поддержат интересные, даже рискованные проекты своих детей, готовы к приключениям.

Ребенок с типом личности Деятель знает, чего хочет. Такая девочка умеет общаться прямо, говорить то, что думает. Деятели не любят правила, рутинную домашнюю работу, дисциплину, но при этом хорошо выполняют креативные задания, с радостью участвуют в соревнованиях.

Что нельзя говорить Деятелю и как не стоит с ним себя вести:

  • Угрожать: «Если ты этого не сделаешь, забудь про поездку на море».

  • Наказывать: «Ты не пойдешь гулять, ты наказана».

  • Загонять в угол: «Ты же сама тогда сказала, что тебе это неважно, поэтому без вариантов».

  • Вовлекать в однообразную деятельность: «Занимайся как все нормальные люди каждый день, это учеба, а не развлечение».

  • Вести долгие дискуссии: «Давай поговорим серьезно, у нас семейный совет минимум на час».

Способы, проверенные временем, не всегда хороши

Представьте, что ваш базовый этаж в структуре вашего ребенка находится на последнем этаже. Например, вы в базе — Логик, а у дочки этаж Логик находится на самом верху. Точки опоры, которыми вы пользуетесь, могут даже не замечаться вашим ребенком. То есть, девочка по жизни интуитивно делает другие выборы. И здесь возникает поле для разногласий. А как иначе? Вы, к примеру, всегда знали, что дисциплина и порядок, ведут к успеху, а девочка всем поведением показывает — путь к успеху лежит в том, чтобы принимать нестандартные решения, нарушать правила и придумывать новое.

Из лучших побуждений вы предлагаете «проверенные временем» варианты, ведь они многократно сработали для вас, а ваше чадо из раза в раз делает все по-своему. Что делать? Взять паузу и подумать. С высокой вероятностью вы поймете, что постоянно применяете одну и ту же стратегию в общении, и она… не работает.

Проанализируйте поведение девочки. Что она ищет? Что стоит изменить в вашем подходе в общении с ней? Попробуйте прочувствовать, как это — делать все по-другому. Оглянитесь, и вы увидите немало успешных личностей, которые благодаря своим сильным чертам (включая те, которых у вас мало) добиваются значительных результатов. Позвольте близким быть самими собой и подбирайте индивидуальные способы коммуникации для сохранения теплых отношений и достижения желаемого.

Анна Мусаханова

Сертифицированный тренер PCM, психолог-консультант и коуч.