С активным развитием технологий чаты в мессенджерах и соцсетях для родителей и педагогов стали заменой привычных собраний в школе. Можно оперативно задать интересующие вопросы, обсудить спорные моменты, получить все важные новости. Но без проблем не обходится — порой в родительских чатах вспыхивают споры и скандалы, которые не всегда удается быстро остановить.
Как родителям и учителям экологично общаться в родительских чатах и справляться с конфликтами, рассказала Татьяна Мишина, психолог, методист образовательной платформы Учи.ру.
Зачем нужны родительские чаты
Родительский чат — это постоянно функционирующая поддерживающая среда обучения, которая позволяет мамам и папам быть в курсе происходящего. Педагоги и организаторы родительского комитета могут оперативно донести необходимую информацию, а родители — задать волнующие вопросы.
Общение происходит вокруг детей и школы. В стенах учебного заведения учитель — главный ответственный за воспитание ребенка, но родители тоже привносят собственное мнение и идеи. От этого в чатах довольно часто возникают конфликты. У родителей и педагогов могут быть разные взгляды и потому интернет-общение нередко заканчивается непониманием или спорами.
Поскольку мамы и папы не присутствуют во время реального процесса обучения в школе, они получают информацию через детей и/или учителей. Непосредственное взаимодействие происходит между педагогом и учениками и учениками между собой. Но при этом чат только отражает эти процессы, а не включает в себя их основных участников, что может вызывать разные искажения информации.
Советы родителям
Уважительное общение и тактичность
Самое важное правило — избегайте открытых споров и разговаривайте уважительно. Обращайтесь к участникам чата на «Вы», а к учителю — по имени и отчеству, даже если педагог кажется очень молодым, а родители хотят подружиться с первых минут знакомства. В случае конфликта это поможет соблюдать нужную дистанцию и выстроить конструктивный диалог.
Если сдержать эмоции не получается, извинитесь и попросите отложить дискуссию. Возвращайтесь, когда будете готовы к конструктивному диалогу.
Никакой лишней эмоциональности
Если не удалось избежать спора, сохраняйте «трезвый ум». Не позволяйте эмоциям руководить вашей реакцией, не переходите на личности в отношении родителей, детей и учителей. Сконцентрируйтесь на существующей проблеме и попытках вернуть диалог в конструктивное русло. Если вы будете кратки, вы уменьшите способность другой стороны занять оборонительную позицию и покажете, что не желаете участвовать в горячих дебатах.
В споре — только факты
В конфликте, если пришлось в него вступить, придерживайтесь фактов. Не отвлекайтесь на личные мнения или агрессивные высказывания, не имеющие ничего общего с текущей ситуацией. Иногда лучший ответ — его отсутствие (читайте также: Почему школьницы в СССР выглядели старше своих лет? На то были необычные причины).
Стремление к компромиссу
Все участники родительского чата — обычные люди, каждый со своим способом выражать мысли и эмоции. Но при этом у родителей и учителей есть общая цель — сделать так, чтобы ребенок получил знания. Поэтому участникам чата важно научиться приходить к общему решению: родителям между собой, родителям с учителем.
Постарайтесь встать на сторону оппонента, услышать его точку зрения и понять ее. Возможно, нет реального столкновения разных мнений: есть недопонимание, которое на эмоциях породило конфликт.
Попробуйте посмотреть на ситуацию шире и спросить себя: «Так ли надо сейчас разрешать конфликт?». Может, его надо отпустить на какое-то время. Потом он разрешится сам или стороны увидят то, что поможет им прийти к согласию.
Советы педагогам
Закрытый чат
Пусть это будет канал с односторонней коммуникацией, где классный руководитель делится информацией: домашними заданиями, порядком их выполнения, важными объявлениями. В случае, если у родителей появляются вопросы, они смогут задать их в личных сообщениях.
Полная и понятная информация
Выражайтесь в закрытом чате максимально четко и ясно. Старайтесь предоставлять родителям всю информацию, которая им может быть нужна. Пишите понятно и развернуто, предвосхищая вопросы родителей. Это поможет сэкономить время.
Закрепленные сообщения
Пользуйтесь функцией «закрепить сообщение», чтобы подсвечивать важные новости и объявления. Так родители смогут быстро вернуться к ним, не задавая лишних вопросов (читайте также: Нашим детям и не снилось: что умел к 10 годам каждый советский школьник).
Спокойствие в конфликте
Если в чате произошел конфликт между родителями, сначала надо определить зачинщика. И подумать, как уладить ситуацию, чтобы никого не обидеть. Блокировка очень конфликтного участника допустима, но это крайняя мера. Также, предварительно нужно предупредить человека о блокировке и предложить перенести общение в офлайн.
А если конфликт случился у учителя с родителем, сначала стоит выслушать родителя. И потом постараться объяснить ему, почему вы действуете так, а не иначе: например, почему задаете домашние задания в таком объеме и не можете задать меньше. Вместе с родителем попробуйте подумать, как решить ситуацию с усталостью ребенка.
Если родитель на взводе и явно не готов к спокойному диалогу, не отвечайте раздраженными комментариями: предложите отложить вопрос, чтобы подумать и вернуться к нему в другой день.
Еще больше рекомендаций учителю по бесконфликтному общению с родителями дают спикеры бесплатной всероссийской онлайн-конференции «Классное руководство: как вдохновлять учеников и помогать родителям» на Учи.ру, которая состоится 15 февраля.
Совсем не допустить споров и ссор в родительском чате не получится — как в любом обществе. Главное, чтобы все участники чата старались воспринимать спор как поиск общего решения. А также относились друг к другу с уважением, не позволяли эмоциям взять верх над собой и не переходили на личности.