Словом «дислексия» обычно обозначают нарушение овладения навыком чтения. В настоящее время часто его используют и для нарушений обучения письму. Однако для этого есть и особый термин — «дисграфия».
Как определить, что отстающий в школе — это ребенок с дислексией? Для этого трудности в учебе должны соответствовать ряду критериев. О том, на что именно родителям такого ребенка стоит обратить внимание, рассказала нейропсихолог, кандидат психологических наук Анастасия Романовна Агрис.
Стойкие проблемы с учебой
Замечают их уже на начальном этапе обучения чтению. Без должной помощи сами они не смягчаются даже во взрослом возрасте. Если у первоклашки сначала чтение шло несколько хуже, чем у одноклассников, но эту проблему в течение пары месяцев удалось «перерасти», о дислексии речь не идет.
Выраженные трудности
При дислексии проблемы не могут быть легкими («мог бы иметь 5, но получил 4»). Нарушения должны значимо влиять на обучение и адаптацию.
Ребята настолько плохо пишут и читают, что часто не способны получить по русскому языку или литературе положительную оценку. Это несмотря на все старания. Порой они даже не могут быть аттестованы по этим предметам, да и с другими испытывают тяжелейшие трудности — если приходится, скажем, усваивать большое количество информации через текст.
Специфические проблемы
Это значит, что перед нами не просто незнание школьной программы — многие ошибки нельзя объяснить тем, что ребенок не выучил то или иное правило. Например, иногда буквы при письме или чтении заменяются одна на другую по принципу их близости по звучанию, зрительному образу или способу написания.
Ребенок с дислексией же пропускает буквы или добавляет лишние там, где их наличие не надо проверять. Часто учителя сами говорят: это ошибки не по изучаемым нами темам, работой репетитора их не устранить.
Трудности без наличия других диагнозов
Такие проблемы не могут быть объяснены нарушением физического или ментального развития — нарушениями слуха или зрения, умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра. Ребята с дислексией таких диагнозов не имеют. Внешне, по поведению и в общении они ничем не отличаются от сверстников.
Важные исключения
Стоит исключить какие-либо внешние по отношению к обучению препятствия: у ребенка не должно быть многочисленных пропусков школы, трудных жизненных обстоятельств, которые не давали ему нормально учиться, и, наконец, серьезных проблем психологической адаптации к школе (ясно, что если ребенок по психологическим причинам остро протестует против учебы, ее успешность сильно снижается).
Проблемы с письмом и чтением
Объединение проблем с чтением и письмом в одно нарушение неслучайно — они действительно часто встречаются вместе. И письмо, и чтение — виды письменной речи, а она, в свою очередь, вместе с устной речью образует единую сложную речевую систему, за работой которой стоят многочисленные мозговые механизмы.
Многие из них для устной и письменной речи совпадают — да и в своем развитии письменная речь всегда возникает у ребенка на базе устной. Это значит, что близкими родственниками являются не только письмо и чтение, но также письмо и наша устная речь, — поэтому и проблемы у них часто общие.
Нередко у ребят с дислексией в истории развития обнаруживается более позднее появление первых слов или фраз, медленная постановка звуков, долгая работа с логопедом (читайте также: Будьте начеку: 3 месяца в году, когда рождаются сложные по характеру дети).
Что делать родителям
К сожалению, часто родителей не предупреждают, что дошколята с логопедическими трудностями имеют повышенный риск столкнуться с дислексией в школьные годы. Отсюда рекомендации: даже легкими проблемами логопедического характера у дошколят пренебрегать (надеясь, что «просто перерастет») нельзя — а при поступлении в 1-й класс за ребятами, нуждавшимися в поддержке логопеда, важно пристально наблюдать с целью своевременного выявления рисков дислексии.
Кстати, у школьников такие проблемы тоже могут устранять логопеды, если они владеют методами коррекции дислексии.
А с точки зрения нейропсихологии — науки, которая изучает, как наши психические процессы обеспечиваются мозгом — за дислексией стоит недостаточная зрелость определенных областей нашего мозга и их функций. Причиной тому может быть и наследственный фактор (нередко у родственников дислексиков тоже есть проблемы с грамотностью), и неблагоприятное течение беременности или родов — а порой наши мозговые механизмы не формируются в срок потому, что среда, в которой развивается ребенок, этому не очень способствует. Эти причины могут накладываться одна на другую — и нередко даже нельзя сказать, какая из них перевешивает.
Однако методы коррекции дислексии зависят больше не от того, что ее вызвало, а от того, какой мозговой механизм (и, соответственно, звено речевой системы) страдает. Определить это позволяет диагностика у профильного специалиста — логопеда, как мы уже говорили, или нейропсихолога (если нейропсихолог имеет знания и опыт по коррекции трудностей чтения и письма у школьников).
Нередко полезна консультация обоих специалистов — а также врача-невролога: за дислексией стоит слабость ряда отделов мозга и нервной системы, и врач должен определить, может ли он медицинскими средствами помочь в их преодолении.
Однако чисто медикаментозными средствами дислексию не вылечить: основным путем помощи будут специальные упражнения на занятиях со специалистами. Важно выбирать в помощь ребенку с дислексией профессионалов, имеющих профильное образование и опыт работы с дислексией.
Так, в Ассоциации родителей детей с дислексией, которая активно действует в нашей стране, можно получить консультацию и первую бесплатную помощь. Можно обращаться также в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по месту жительства. Наконец, достаточно большое число частных центров в столице и регионах помогают детям с дислексией.
Главная сложность в работе с дислексией состоит в том, что единой программы занятий на всех придумать нельзя. Видов и форм дислексий много — а у конкретного ребенка это зачастую смешанные варианты, требующие сочетания методик сразу для нескольких слабых мозговых механизмов. Ребята приходят в работу в разном возрасте, с разной мотивацией, разной степенью тяжести дислексии — все эти факторы приходится учитывать при построении маршрута помощи.
Но при грамотном планировании работы с опорой на современные знания о дислексии и готовности разрабатывать каждое занятие для маленького клиента строго индивидуально, учитывая его личный темп и возможности, помочь таким ребятам можно — у них у всех есть много сильных сторон, на которые можно успешно опираться в работе (читайте также: Ученые выяснили, от кого дети наследуют интеллект — вас это удивит).
Нейропсихолог, кандидат психологических наук