Воспитание — сложный многогранный процесс, который требует от родителей максимум внимания и чуткости. Большинство мам и пап мечтают о том, чтобы их дети стали счастливыми и успешными. Безусловно, родители хотят оградить своего малыша от угроз и неприятностей. Однако, чрезмерная осторожность может сильно повлиять на дальнейшее развитие ребенка.
В нынешнее время, полное различных влияний и норм, родители должны уметь устанавливать разумные ограничения. Валентина Красникова — мама 17 детей, общественный деятель, автор тренингов и книг, основательница Школы МегаМамы, женский коуч, эксперт федеральных каналов — рассказала о трех запретах, которые могут негативно сказаться на жизни ребенка.
Запрет ушибаться
Что чаще всего слышно на детской площадке? — «Не бегай быстро, ушибешься!», «Не лезь высоко, упадешь!», «Отойди от качелей, ударишься!», «Не трогай песок, он грязный!». Знакомо, правда?
На игровой площадке ребенок может получить новую дозу впечатлений и знаний. Однако родители часто испытывают страх и пытаются оградить своих малышей от любых физических травм. Тотальный контроль приводит к тому, что у ребенка не формируются причинно-следственные связи, а еще он начинает жить в мире, который полон «опасностей» и теряет уверенность в себе.
Запреты напрочь лишают его собственного жизненного опыта, который поможет ему в дальнейшем избежать ошибок и травм.
Это не значит, что нужно закрывать глаза и не вмешиваться, когда ребенок действительно подвергает себя опасности. Важно не ограничивать его в физической активности и вмешиваться только когда есть реальная угроза жизни и здоровью. Роль родителей в этом случае заключается в том, чтобы объяснить и установить четкие правила. Например, о том, что нельзя выбегать на дорогу или купаться в озере без присмотра взрослых и т. п.
Запрет ошибаться
Одна из самых распространенных форм контроля, которая вызывает у ребенка страх перед неудачами — запрет на ошибки. Сейчас требования к детям очень высоки, родители ждут от них выдающихся достижений в учебе, творчестве, спорте. При этом демонстрируют разочарование, если случилась неудача и стремятся дать исчерпывающие инструкции к действию.
В свою очередь ребенок в такой ситуации обзаводится страхом перед ошибками и теряет возможность извлекать собственные уроки из неудач. Страх ошибиться парализует инициативу и блокирует творческое мышление.
Важно осознать, что ошибки — это такая же часть процесса обучения, как и успехи. Только получая собственный опыт ребенок совершенно естественно сможет осознать, какие выводы следует делать из своих промахов. Нужно позволять детям ошибаться, так они вырастут более уверенными и готовыми к сложным жизненным ситуациям (читайте также: Как воспитывают детей в Эфиопии — правила, от которых волосы встают дыбом).
Запрет апеллировать
Здоровой считается система воспитания, когда родительский авторитет не подвергается сомнению со стороны ребенка. С определенного возраста, примерно с 10-12 лет, когда родители что-то запрещают ребенку, у него появляется право апеллировать. Он может обратиться к родителю с просьбой объяснить почему ему нельзя, например, пойти на дискотеку.
Подросток может обосновать свою позицию и предложить маме с папой пересмотреть свое решение. Но окончательный вердикт должен быть исключительно за родителями.
Дети нуждаются в том, чтобы их голос был услышан. Запрет на выражение этого голоса, на желание конфликтовать и высказывать свое мнение приводит к подавлению собственных чувств и неумению защищать свои интересы в будущем.
Необходимо учитывать, что запреты — это мера, в которой только одна сторона имеет приоритетную точку зрения. Из-за неравенства во власти и авторитете более важным является мнение родителя. Запрет на апелляцию лишает ребенка возможности выбора и препятствуют его становлению как независимого, ответственного взрослого.
Последствия постоянных строгих запретов могут проявиться по-разному, но ни один из вариантов не предусматривает формирования гармоничной личности.
Вариант 1. Ребенок будет неукоснительно слушаться, но, даже став взрослым, будет ждать, что за него все решат и скажут как правильно.
Вариант 2. Ребенок научится изворачиваться, «заметать следы» и не реагировать на действительно важные запреты, что сделает его бесконтрольным и уязвимым.
Вариант 3. Ребенок будет соглашаться с запретами пока живет с родителями или учится в школе, т. е. пока не изменятся условия, в которых родители могут его контролировать. Получив свободу, он может уйти «в отрыв» в попытке наверстать все, по его мнению, упущенное.
Ограничения в воспитании ребенка необходимы, но следует усвоить, что запреты не равно запугивание. Нужно, чтобы они были оправданы, а последствия их невыполнения логичны и понятны ребенку.
Родителям важно научиться отличать запреты, которые способствуют здоровому развитию и достаточно безопасному исследованию окружающего мира от тех, которые, наоборот, ущемляют ребенка, делают его безжизненным, безынициативным или напротив, недоверчивым и хитрым (читайте также: Они разрушили психику нашим родителям: 5 странных принципов воспитания из СССР).
Разумные ограничения позволяют детям чувствовать себя в безопасности, усваивать социальные нормы, а со временем стать самостоятельными, уверенными в собственных силах креативными личностями, готовыми к вызовам взрослой жизни.
Общественный деятель, автор тренингов и книг, основательница Школы МегаМамы, женский коуч, эксперт федеральных каналов
Личный сайт