Мы опросили учителей, воспитателей и родителей, чтобы составить полный список отличий домашнего образа жизни от коллективного. Что из этого плюсы, а что минусы, каждый решит сам. От себя добавим: наш идеал — когда одно дополняет другое.
1. Домашний ребенок реже болеет
Логично: если сидеть дома и общаться с другими детьми по минимуму, то и простуду негде подхватить. Тогда как ребенок, который ходит в детский сад, не пропустит ни одной инфекции. При этом не вылезать из соплей он будет весь первый год точно, вне зависимости от того, в каком возрасте пошел в садик.
С другой стороны, домашний малыш ведь все равно потом пойдет в школу. И все равно будет болеть, потому что организм должен каким-то образом сформировать адекватный иммунный ответ. И лучше уж пропускать по две-три недели в детском саду, чем в школе.
Считается, чем старше ребенок, тем легче он перенесет вирус. Поэтому многие родители, например, отдают детей не в ясли, а сразу в среднюю или старшую группу. Но так работает не со всеми болезнями: той же ветрянкой переболеть чем раньше, тем лучше.
В то же время многое зависит от индивидуальных особенностей организма. Если болезни протекают тяжело и переходят в хронические, педиатр может посоветовать отказаться от садика в пользу дома.
2. После садика больше дисциплины
Дома ведь поблажки в режиме все равно будут. Пообедать на час позже, пропустить дневной сон, проигнорировать прогулку. В саду у воспитателей не забалуешь, там весь день строго расписан по часам. Для школы это полезный навык, который потом перерастет в умение самостоятельно организовать день.
Кроме того, ребенок учится реагировать на требования взрослых: в садике подчиняется воспитательнице, в школе ему уже проще признать авторитетом учительницу.
3. Домашний ребенок более развит
Но лишь при условии, что родители заинтересованы в детском развитии: водят дошкольника на развивающие и творческие занятия, ходят на курсы подготовки к школе, сами занимаются с малышом. В детском саду, конечно, занятия тоже есть. Но, во-первых, группы в кружках малочисленнее, значит, каждому ребенку уделяется больше времени. Во-вторых, в детских садах (если они не логопедические, там все намного интереснее) слишком усеченные программы.
Но при этом у выпускника детского сада знания более систематизированы и уже сформирована привычка к регулярным занятиям (благодаря предыдущему пункту).
4. Детсадовец эмоционально взрослее
И это тоже плюс с точки зрения подготовки к школе. «Социализация», — чуть ли не с придыханием произносят это слово родители. Он уже привык находиться в коллективе, его не смущает большое количество «случайно» собранных в одном классе детей, необходимость слушаться чужих взрослых. Он прошел «школу выживания» и может за себя постоять, если его дразнят. Кроме того, он уже дока и в неформальном общении, чего не добиться, даже посещая кружки и секции.
Есть, правда, у этой взрослости и обратная сторона. Многие мамы отмечают, что домашние дети по сравнению с теми, кто ходит в садик, нежные ромашки. В том числе и в манере общения — именно из садика ребенок несет домой первые грубые слова.
5. Домашний ребенок хочет быть в центре внимания
В многодетных семьях это не так заметно, а вот если малыш один в семье, он точно привык быть в центре внимания. И, попав в коллектив, может выдавать истерики, когда педагог выделяет других детей. Как это так: не меня спросили, не меня похвалили - и так далее.
При этом из таких детей часто вырастают лидеры. Пережив первые острые ощущения, что его «обделили», малыш изо всех сил будет стремиться снова занять свое место во главе коллектива.
6. Выпускник детского сада самостоятельнее
Он не будет ждать, пока ему застегнут пуговицы на рубашке, и первый поест в столовой. Когда у тебя под присмотром 30 дошколят, за каждым в отдельности не поухаживаешь, да и не в задачах воспитателя (как минимум в старших группах) это делать. Его задача — показать, научить и в крайнем случае помочь, но только в порядке исключения.
У родителей же часто не хватает терпения. А еще дома есть бабушки, которые первые стоят на страже детских интересов. В итоге часто в первый класс приходят дети, не только не умеющие пользоваться ножом и вилкой, но и, простите, не знающие, как вытирать попу.